Коллекция буддийской скульптуры в собрании БКМ насчитывает более 30 отлитых из бронзы предметов. Скульптурные изображения имеют культовый характер и представляют собой божеств ламаистского пантеона.
По своему составу коллекция не является однородной, но стилистическая близость скульптуры говорит о ее принадлежности к одному региону.
На самом верху ламаистской иерархической лестницы находятся будды. Особой популярностью в ламаизме пользовалось изображение Будды Шакья-Муни, который считается основателем буддизма.
В коллекции БКМ восемь изображений Будды, в основном - это Будда Шакья-Муни.
Одеяние будды крайне просто, отсутствуют украшения. Только длинные мочки ушей свидетельствуют о том, что до рождения он имел богатые украшения и тяжелые фигурные серьги, которые носили молодые люди высшей индийской знати, оттянули ему мочки ушей.
Характерным признаком Будды является урна - знак мудрости, указывающий на высокое состояние сосредоточенной мысли, глубокое внутреннее самосозерцание. Особая конусообразная выпуклость на макушке головы - ушниша, являющаяся символом достигнутого просветления, есть непременный атрибут всех изображений будд.
Стилистически выделяется изображение Будды Амиды, которое можно отнести к произведениям японского искусства. Это изображение отличается нерасчлененным монолитным объемом, замкнутостью силуэта, обобщенными лаконичными формами.
В коллекции Бийского краеведческого музея пять изображений лам.
Унифицированный канон изображения лам не позволяет точно определить какой из лам представлен в скульптурах. Однако одна из фигурок по атрибутам и жестам рук дает возможность предположить, что это изображение Цзонхавы. Надпись на другой скульптуре на тибетском языке говорит о том, что изображен Лобзан Ешей Панчен-Лама II.
Десять предметов в собрании Бийского краеведческого музея представляют собой изображения бодхисаттв.
Бодхисаттвы - это существа, достигшие высшего просветления Будд, но добровольно отказавшиеся от ухода в Нирвану из сострадания ко всем живым существам и ради их спасения.
Интересно изображение бодхисаттвы Авалокитешвары, восьмирукого и одиннадцатиглавого, со шкурой антилопы, переброшенной через левое плечо. Авалокитешвара является олицетворением сострадания и может принимать различные формы для спасения страдающих людей.
Не меньшей популярностью пользуется изображение бодхисаттвы Манчжушри, являющегося олицетворением мудрости. Обычно его изображают молодым, красивым, держащим в поднятой правой руке меч, а в левой руке книгу.
В собрании БКМ представлен также бодхисаттва Майтрея, которому отводится особое место в пантеоне. Майтрея является единственным бодхисаттвой, которого признают все основные направления буддизма. Майтрея считается Буддой будущего. Сейчас он пребывает в небе и ждет времени своего вступления в качестве будды в мир людей.
В БКМ есть два изображения Тары - женской ипостаси бодхисаттв. Это поэтические образы женских божеств. Оба изображения имеют семь глаз. Одна из них - Белозонтичная Тара, являющаяся защитницей от болезней и от всех врагов. Другая - Сита Тара (Белая Тара). Белая Тара особенно почиталась молодыми девушками и считалась покровительницей невест и юных девушек.
Представлено в собрании БКМ и четыре интересных образа дхармапал или докшитов - грозных божеств, являющихся защитниками буддизма. Это Махакала со своими атрибутами: четками из черепов грешников, бубном, чашей из черепа, веревкой с крюком для ловли грешников.
Бог смерти Яма с колесом закона изображается с бычьей головой. Он попирает врагов буддизма. Для Ямы характерно изображение аркана для ловли душ и дигуга - ножа с поперечным лезвием, но у нашей скульптуры эти атрибуты утрачены.
Грозный, устрашающий вид докшитов говорит об отвращении от телесных страстей и греха. Венец из пяти черепов символизирует победу над невежеством, страстью, гневом, гордыней и завистью. Гирлянда на торсе из 52 отрубленных голов - символ преодоления 52 второстепенных препятствий.
Интересно изображение бога войны Чжамрасана. В сравнении с докшитами он имеет более пропорциональные формы, его фигура облачена в воинские доспехи, с перекрещенной на груди перевязью.
В целом, буддийская скульптура в собрании БКМ отличается цельностью, изяществом и совершенством пропорций. Фигурки привлекают внимание посетителей необычностью поз и жестов, отрешенностью от внешнего мира и погруженностью в мир внутренний, созерцательный.
Собрание бронзовой буддийской скульптуры в БКМ, являющееся памятником ламаистского искусства, отражающее религиозные воззрения, в то же время показывает духовную культуру народа, красоту, гармонию, представление о совершенстве.