Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

Китайский фарфор

Кратко

В Бийском краеведческом музее находится коллекция китайского фарфора, которая насчитывает около 70 предметов.

Подавляющее большинство составляют вазы, кашпо, блюда. Кроме того, в состав коллекции входят чашки, подставки для них, чайник, мелкая пластика и прочее.

Предметы демонстрируют разнообразие техники декора: роспись кобальтом, сочетание в росписи кобальта и подглазурной коричневой краски, надглазурная полихромная роспись и т.д. Основная часть фарфора - это фарфор с полихромной росписью. 

В собрании  нашего музея  преобладает фарфор с росписью опаковыми блестящими красками, выделяется группа предметов с росписью матовыми, шероховатыми наощупь красками и группа предметов с росписью полупрозрачными эмалями.

На протяжении развития китайского фарфора существовали два способа декорировки: живописный, когда изображение строится преимущественно живописным пятном и графический, где главную роль играет линия и контур. В нашей коллекции есть предметы, расписанные в живописном и графическом стиле. Нередко в декоре одной и той же вещи используются оба способа.

В росписях наблюдается несколько принципов построения композиции:  асимметрично; элементы декора расположены симметрично друг относительно друга; декор покрывает всю поверхность предмета.

Китайские керамисты всегда признавали эстетическую значимость незаполненного росписью пространства, причем часто на незаполненном пространстве расположена надпись - здесь проявилась традиционная для китайского искусства связь живописи с поэзией и каллиграфией. На пятнадцати предметах китайского фарфора в собрании Бийского краеведческого музея есть надписи, представляющие собой в большинстве случаев благопожелание.

Самые ранние предметы в Бийском краеведческом музее относятся к проявлению Цяньлун (1736 - 1795) с росписью в жанре, называемом китайскими исследователями “хуаняо” (цветы и птицы).

Вазы с изображением птиц и веток цветущего пиона расписаны полупрозрачными эмалями розового и различных оттенков бледно-зеленого цветов. Роспись выполнена в живописном стиле. Композиция построена по принципу асимметрии, т.е. основная часть росписи расположена с одной стороны предмета.

Роспись в медальонах парных ваз выполнена в живописном стиле, композиция росписи каждого медальона уравновешена, а общая композиция росписи парных ваз симметрична, т.к. предполагает их одновременное восприятие.

К правлению Цяньлун относится также блюдо  с изображением в медальонах четырех времен года и предметов с благожелательной символикой и восьми буддийских драгоценностей. 

Концом XVIII века датируется блюдо с изображением персикового дерева, роспись которого выполнена в живописном стиле с преобладанием оттенков розового и малинового цветов.

Ваза с изображением оленей на фоне пейзажа датируется концом XVIII - первой половиной XIX века. Приемы росписи сочетают живописную и графическую манеры, композиция построена по принципу равномерного распределения изображения по поверхности.

Следующей по времени является группа предметов периода правления Дао-гуан (1820-1850) стилистически и по мотивам декора близкими к фарфору правления Цяньлун и отличаются лишь характерной для этого периода более темной розовой эмалью. Например, чайник с изображением драконов и “пылающей жемчужины”.

К первой половине XIX  века относятся две вазы - одна с сюжетной росписью, другая с изображением оленей и журавлей на фоне пейзажа. 

В собрании китайского фарфора БКМ представлены также предметы периодов правления Тун-чжи (1863-1874) блюдо с изображением пиона, чашка с изображением веток бамбука и группа предметов с изображением хризантем в вазах, плодов, сосудов, книг.

Предметы с аналогичной по стилю, технике и композиции росписью продолжали выпускать и в период правления Гуан-сюй (1875-1908), что видно на примере двух ваз и коробки с полусферической крышкой из собрания БКМ. Ко времени правления Гуан-сюй относится также ваза с шестью четырехлепестковыми отверстиями с изображением сливы, пиона, лотоса и иероглифа си - “счастье”.

Фарфор в собрании Бийского краеведческого музея отражает общие процессы, происходящие в декорировке фарфоровых изделий конца XVIII-XIX вв.

 Т.С.Шараева, искусствовед
Исторический отдел