В восточной коллекции Бийского краеведческого музея есть несколько изящных по своему исполнению вещей, относящихся к традиционному декоративно-прикладному искусству Китая.
Кстати, попутно следует ответить на вероятный вопрос посетителей виртуальных страниц музея из других регионов РФ, или иных стран: почему в фондах Бийского краеведческого музея так много старинных вещей из Поднебесной?
Первый ответ легко найти в любой исторической справке, популярной литературе по истории города Бийска. Это город, который ещё с XIX века развивался, имел свою специфику именно как центр трансграничной торговли между Россией и Цинской империей, в состав которой до 1912 года официально входила и Монголия.
Однако определённые контакты с Китаем имели место и в советский период: китайские коллеги присылали в дар музею свою литературу, красивейшие альбомы по традиционному искусству Китая.
Что уж говорить о Монголии, которая всегда была самым близким стратегическим союзником и партнёром СССР в Центральной Азии!
В этой стране в разное время работали сотни бийчан, особенно по линии автоперевозок. Собственно, от Бийска начинается знаменитый Чуйский тракт, идущий до российско-монгольской границы и далее.
Поэтому, появление в коллекции музея различных вещей из Восточной и Центральной Азии вполне объяснимо и закономерно.
Сегодня мы рассмотрим три предмета, которые несут в себе самый известный и популярный символ Китая – это образ дракона Луна.
Первый предмет – изящный бронзовый кофейник начала прошлого века (см. фото). Кофейник имеет грушевидное тулово, переходящее в высокое узкое горло, расширяющееся к верхнему краю.
Носик S-образной формы, широкий у тулова и сужающийся к выливу. В своей широкой части носик имеет выпуклое изображение головы китайского дракона с оскаленной пастью и усами.
На ручке кофейника также выпуклое изображение змеевидного тела дракона с головой, оскаленной пастью и усами.
На тулове с двух сторон имеется выпуклый золочёный картуш ромбовидной формы с неровными краями. В центре картуша ещё одно изображение китайского дракона с извивающимся змеевидным телом, рогатой головой и жемчужиной.
Высота кофейника 23,5 см.
Вторая вещь – это китайский письменный прибор конца XIX – начала XX века.
Представляет собой металлическую шкатулку с широким основанием на четырёх ножках и откидной крышкой на шарнире. Под крышкой два вогнутых отсека для краски и туши, разграниченные перегородкой. На крышке имеется выпуклое изображение китайского дракона Цин-луна. Тело мифического зверя свёрнуто в круг, на морде усы, голова увенчана рогами.
Письменный прибор поступил в музей от Михаила Павловича Потарского на основании его завещания № 1-762 от 26 февраля 1968 года.
Длина шкатулки составляет 8,5 см., ширина – 5,6 см.
Третий экспонат – это бронзовый бокал того же периода, что письменный прибор и кофейник.
Представляет собой сосуд конусообразной формы на кольцевой ножке, сужающийся ко дну и расширяющийся к верхнему краю. Снизу у кольцевой ножки выпуклый ободок. По всему тулову бокала расположено выпуклое изображение китайского дракона Луна: извивающееся змеевидное тело, когтистые трёхпалые лапы, вздёрнутая вверх оскаленная пасть. Голова дракона увенчана рогами, имеются два длинных уса.
Бокал поступил в музей в декабре 1967 года и был оформлен Кадиковым Борисом Хотмиевичем.
Высота бокала – 8,9 см., диаметр верхнего края – 5,6 см.
Итак, на всех трёх предметах имеется один и тот же символ – дракон Лун. Как и когда возник этот образ и что он означает?
Дракон в китайской культуре означает мудрость, жизнь, свет. В старые времена существо было хранителем драгоценностей, покровителем плодородия.
Судя по археологическим находкам, одно из древнейших в Китае изображений дракона в виде большой извивающейся змеи из мелких речных раковин насчитывает около семи тысячелетий. Оно было найдено в 1987 г. в провинции Хэнань. Другим изображениям из нефрита, найденным в захоронениях на местах стоянок древнего человека во Внутренней Монголии, Центральном и Восточном Китае, примерно пять тысяч лет.
[Е.Н. ПОЛЯКОВ, К.Б. КОЧЕРЫГИНА ОБРАЗ СВЯЩЕННОГО ДРАКОНА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ// Вестник ТГАСУ №2, 2009 г.]
С воцарением династии Чжоу (ХI-VШ вв. до н. э.) дракон стал знаком отличия, украсившим стяги принцев и принцесс, в то время как император сделал своими символами Солнце и Луну. В период распада государства (VШ-Ш вв. до н. э.) дракона стали рисовать не только на светильниках и сосудах, но и на погребальных саванах, надеясь, что он перенесет усопшего на небеса. В период Цинь и Хань (III в. до н. э. - III н.э.) его изображали на каменных барельефах, печатях, фигурных кирпичах и шелковых свитках. Позже он появился на керамической и фарфоровой посуде, на зеркалах и тканях.
Когда к власти пришла династия Тан (618-907), появился указ о том, что отныне дракон будет олицетворять только императора и его двор. С этого времени дракон превратился в национальный символ. Его изображали на флагах и штандартах, на императорских регалиях - троне, корабле, кровати. Все предметы обихода, утварь, одежда, посуда, музыкальные инструменты, предназначенные для использования императором и членами его семьи, а также архитектурные постройки, мебель, предметы искусства во дворце украшались этим символом. Причем только император, его супруга и принцы 1-2 рангов могли носить изображения дракона с пятью когтями. Принцам 3-4 рангов было разрешено использование дракона с четырьмя когтями, в то время как принцам 5 ранга и некоторым официальным лицам дозволялось использовать в качестве эмблемы змеевидного дракона с тремя когтями. Бытовало поверье, что истинный император должен иметь родинку на теле в виде дракона.
Существует три основных вида дракона: 龙 Lóng – самый могущественный, обитает в небе. Ли – без рогов, обитает в океане.
Чиао – покрытый чешуей, обитает на болотах и в берлогах в горах. Однако только существование дракона вида 龙 считается наиболее достоверным.
Основные породы дракона следующие:天龙Tiānlóng – Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.
伏藏龙 Fú cáng long – Дракон скрытого сокровища, который стережет под землей драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами. 地龙 De lóng – Земляной дракон, который заведует морями и реками. Некоторые из этой породы драконов могут вступать в связь с женщинами. После этой связи рождаются полулюди, полудраконы.
神龙 Shénlóng – Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом. Этого дракона всеми силами стараются задобрить и ни в коем случае не обидеть, иначе он навлечет плохую погоду, наводнение или засуху.
Проблема генезиса образа Лун давно уже дискутируется в науке, и многочисленные точки зрения по этому поводу сводятся к двум основным гипотезам. Сторонники первой доказывают, что Лун есть изначально сугубо мифологический персонаж, образ которого возник в результате сочетания элементов внешнего облика нескольких животных – тотемов древнейших племенных союзов – змеи, крокодила, черепахи, ящера, тапира и т.д. Согласно другой версии, этот образ действительно вобрал в себя черты различных животных, но все же восходит к некоему единому и реальному существу отряда ящеров, наподобие игуаны или ископаемых рептилий, останки которых могли быть найдены обитателями неолитического Китая.
https://stygminum.livejournal.com/7610.html
Как бы там ни было, образ дракона остаётся наиболее популярным в китайской народной культуре и является олицетворением Поднебесной, так же как медведь является символом России, галльский петух – Франции, а лев – Великобритании.