Просветление дело нелёгкое, но иногда на пути к нему встречаются удивительные помощники. Одну из них, вернее сказать, её образ, мы можем видеть в экспозиции отдела истории музея.
Поднимемся же виртуально на второй этаж Ассановского особняка и посмотрим на неё!
Перед нами статуэтка-йидамУшнишавиджайи, изготовленная в XVIII веке, в характерном сино-тибетском стиле, предположительно на территории Монголии, или Тибета.
Отливка статуэтки производилась по частям, затем отдельные фрагменты соединялись спайкой в общую композицию. К сожалению, утеряны некоторые атрибуты и частично позолота.
Ушнишавиджайя, или Намжилма (тибетское название) – эманация будды Вайрочаны. Вместе с бодхисатвами Амитаюсом и Белой Тарой она образует триаду богов долголетия. Само её название происходит оттого, что она, согласно буддийской мифологии, пребывает на "ушнише" Будды.
Ушниша - это обязательный иконографический признак всех Будд.
В Тибете и Таиланде ушниша изображается наподобие наконечника от копья, или шишечки из волос, расположенной на макушке, где волосы всего лишь закрывают выпуклое образование на черепе, появление которого говорит об обретении высшего всеведения.
В проекции на энергетическое тело ушниша соответствует сахасрара-чакре и совпадает с местом выхода основного энергетического канала человека — сушумны, его центрального энергетического столба. Ушниша находится, по сути, за пределами доступных человеческому сознанию измерений, она не имеет размера, пронизывает все пространство и уходит в космос. Человек может взаимодействовать с окружающей реальностью с позиций различных чакр. Взаимодействуя же «из ушнишы» он становится единым со всем проявленным пространством и сферами, далеко выходящими за уровень человеческого понимания.
Ушниша — это своеобразный «орган», позволяющий общаться с окружающими на тонком плане, так, согласно писаниям, некоторые учения Будда передавал не с помощью слов, а посредством света, исходящего именно из ушниши.
НашаУшнишавиджая восседает в позе дхьянасана, на лотосовом троне и носит украшения бодхисатвы. На её голове пятизубцовая корона. Ушнишабогини украшена «чинтамани». В буддийской мифологии чинтамани– это волшебный камень, исполняющий все желания. У неё три лица и шесть рук. Центральное лицо мирное, правое и левое со следами гнева. На каждом лице у неё по три глаза. Все руки сложены в жест кхатакамудра.
Практики Ушнишавиджаи стоят в одном ряду с практиками Будды Амитаюса или Белой Тары. Её садханы особенно эффективны для преодоления препятствий к долгой жизни, для действенного очищения от последствий негативных деяний тела, речи и ума, и для помощи всем живым существам страдающим тяжёлыми заболеваниями. Она также защищает от восьми видов страха и от рождения в нижних мирах. Благо от повторения её мантры очень велико, так как она защищает как в этой, так и в следующих жизнях.
Ее мантра: Ом ДрумСууха Ом АмритаАюрДадеСууха.
Повторяйте её, и с вами всё будет хорошо!
Переходим к следующей витрине. Перед нами фарфоровая статуэтка «Милэ с детьми»! Как и многие другие произведения декоративно-прикладного искусства, хранящиеся в Бийском краеведческом музее, статуэтка поступила к нам по завещанию Михаила Павловича Потарского (1903-1970).
Изготовлена она была в начале ХХ века в Китае.
Образ Будды Грядущего, Майтреи здесь совсем необычен, непривычен для людей, воспитанных на тибетской, или юго-восточной азиатской иконографии. Перед нами полный улыбающийся мужчина в сидячей позе с маленькими детьми. Левая нога согнута в колене и закрыта тканью халата«шеньи», кроме пальцев ступни. Правая нога подогнута под живот и выставлена вперёд вывернутой ступнёй белого цвета. Обнажённая грудь, большой выпирающий живот, длинные мясистые уши и довольная, слегка глуповатая улыбка – всё это характерные признаки Милэ.
Двое ребятишек сидят на правом плече Милэ. Один ребёнок в «пао» зелёного цвета в чёрную крапинку и штанах типа «кайдан ку» («штаны с дыркой») В таких штанишках малышу было удобно справлять нужду, не особо отвлекаясь от игр…
Чуть ниже находится другой ребёнок в «пао» синего цвета и красных «кайдан ку». Левой рукой малыш держит правый сосок Милэ, а в правой стебель с листом лотоса. Ноги ребёнка согнуты в коленях, на ногах туфли чёрного цвета. Волосы на голове выбриты, кроме двух каплевидных пучков по бокам.
Третий ребёнок сидит, опираясь спиной о живот Милэ. Голова повёрнута к его правому плечу. В левой руке он держит золочёное зеркальце на длинной ручке. «Пао» зелёного цвета в чёрную крапинку. Штаны красные. Голова обрита, кроме пучка волос на темени – причёска типа «Айдар», или «Непослушный».
Четвёртый ребёнок сидит у левого уха Милэ, опираясь правой рукой о его голову. В левой руке стебель и бутон лотоса. На ребёнке «пао» красного цвета с узором из чёрных точек, зелёные штаны в чёрную крапинку, туфли чёрного цвета.
Пятый ребёнок в «пао» красного цвета сидит на левой руке Милэ. Одна нога подогнута под себя, другая согнута в колени и выставлена вперёд. Руки опущены вниз, в левой руке золочёная жемчужина.
Изготовление изображений Милэ в Китае зафиксировано впервые в V в. После этого установление статуй Милэ постоянно упоминается в жизнеописаниях деятелей китайского буддизма.
Первоначально он изображался в том же стиле, что и Гуань-инь, но с XIII–XIV вв. приобретает свои особые черты. Наиболее ярко они проступают в китайской народной скульптуре, где Милэ именуется в просторечии Будайхэ-шаном. В Японии же он получил наименование Хотея.
Хотэй предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу 300 раз, думая о чем то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотэя-Милэ связано с конкретным персонажем, который жил в Китае в Х веке. Это был маленький, толстый монах по имени ЦиЦы с большим холщовым мешком и четками, ходивший по деревням. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-то спрашивал, что находится в его мешке, он отвечал, что там у него весь мир. Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Ци Цы сказал: "Эх, люди, люди,не узнали вы меня. Ведь я - грядущий Будда-Майтрея!"
Образ толстобрюхого, взахлёб смеющегося будды и ныне необыкновенно популярен в Китае. Он ближе и роднее всех прочих богов, потому что возвращает святость в материальный мир или, если угодно, поднимает материальный мир до святости. Его любят дети, потому что его ум пластичен и гибок, как у ребёнка. А ещё тут можно привести слова другого не менее великого человека: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо Царствие Божие для таких, как они» (Марка 10:14).
Почему же Милэ смеётся?
В своей работе «Смеховой мир Древней Руси» Д.С. Лихачёв писал так: «Функция смеха - обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальности, искусственного неравенства».
Смех везде и во все времена имеет одни корни и одну цель, звучал ли он в Средневековой Японии или в Европе: «…смех включает в себя момент победы не только над страхом перед потусторонними ужасами, перед священным, перед смертью, но и над страхом перед всякой властью, перед земными царями, перед земным социальным верхом, перед всем, что угнетает и ограничивает».(М.М. Бахтин.Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1990, с.106.).
Ну и наконец вспомним бессмертный роман Умберто Эко «Имя Розы», слова о. Вильгельма: «Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, - учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твёрдая истина - что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине». Именно эта нездоровая страсть к истине породила такой зловещий персонаж как Хорхе: «В этом лице, иссушенном ненавистью к философии, я впервые в жизни увидел лик Антихриста. Он не из племени Иудина идет, как считают его провозвестники, и не из дальней страны. Антихрист способен родиться из того же благочестия, из той же любви к Господу, однако чрезмерной. Из любви к истине. Как еретик рождается из святого, а бесноватый - из провидца. Бойся, Адсон, пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда — ещё до того, как отдать свою».
Истинные просветлённые смеются над просветлением, смеются над Нирваной, и даже над самим Буддой!