Мы продолжаем знакомиться с интересным и загадочным миром буддийского Востока. Вашему вниманию предлагаются две статуэтки-йидамы, выполненные в разной манере, из различного материала, но по-своему очень замечательные.
.
.
.
Первая статуэтка, которую мы рассмотрим, выполнена из поделочного камня агальматолит на территории Китая ещё в бытность Цинской империи (1644-1911), вероятно во второй половине XIX века.
В статуэтке изображён бодхисатва Ваджрапани, имя которого переводится как «держащий ваджру».
Сразу поясню, что такое ваджра. Ваджра(वज्र –«молния» на санскрите, по-тибетски - дорчже) — это ритуальный предмет, оружие в индуизме и тибетском буддизме. В тибетском буддизме ваджра символизирует силу и твёрдость духа, а также вечность и нерушимость обетов.
Ваджрапани является одним из трёх божеств-защитников, охранителей Будды и символом его могущества.
Его образ широко распространён в буддийской иконографии. Сохранилась любопытная легенда о происхождении этого защитника:
Изначально Ваджрапани не был гневным божеством, а бал мирным бодхисатвой, учеником Будды. Но через некоторое время в мире стал являть вредоносную активность очень древний и сильный наг, царь нагов, и своей активностью он причинял большой вред живым существам. Тогда Будда попросил Ваджрапани дать царю нагов учение Дхармы о пагубности принесения вреда живым существам. Ваджрапани отправился к этому царю нагов и попытался его учить, говоря, что Дхарма Будды обладает очень большой силой и просил царя нагов прекратить причинять вред живым существам. Царь нагов в ответ укусил Ваджрапани и от его яда Ваджрапани посинел. Он пошёл обратно к Будде и пожаловался ему на царя нагов, говоря: "Сколько я не увещевал и не пытался переубедить царя нагов, он совершенно не слушается меня и не хочет следовать Дхарме".
В ответ Будда сказал: "Это говорит о том, что тебе сейчас и до конца твоего существования придётся оставаться синим и, проявившись в гневной форме, подчинять разные виды духов именно гневными методами, а не мирными". После этого Ваджрапани проявился в гневной форме, пошёл и уже «по-другому» поговорил с царём нагов, усмирив его окончательно.
На́ги (санскр. नाग—«змей») — змееподобные мифические существа в индуизме и буддизме. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землёй. Эта древняя раса обладает сверхчеловеческими магическими способностями и хранит древнее знание. Сохранилось предание, что для них Будда проповедовал особую эзотерическую часть дхармы. У них же получил особые наставления известный буддийский философ II н.э. Нагарджуна, что, кстати, обозначено и в его имени.
Обратимся теперь непосредственно к статуэтке. Правая нога нашего Ваджрапани попирает голову лежащего демона со звероподобной личиной, левая согнута в колени и выставлена ступнёй в сторону. На его бёдрах тигриная шкура, торс обнажён, через плечи переброшен, спускающиеся до земли, шарф бодхисатвы. В левой руке на уровне солнечного сплетения он держит ваджру, обозначая сим тараджни-мудру. Правая рука поднята вверх и сжимает крюк для ловли душ грешников. Выражение его лица гневное: глаза выпучены, рот оскален, густые брови подняты вверх, между ними обозначен третий глаз. Волосы над короной вздыблены вверх. На ушах тяжёлые фигурные серьги. Задняя часть статуэтки плоская с отдельными рельефными бороздами. Снизу статуэтка приклеена к прямоугольному пластмассовому основанию со скошенными углами. Основание вторичное, более позднего времени.
Для практикующих буддистов Ваджрапани является гневным йидамом, символизирующим победу над всеми негативными проявлениями, разрушающий заблуждения и защищающий высшую Дхарму. В Ваджраяне Ваджрапани считается владыкой тайн, предводителем держателей видьямантр и охранителем тантр. Ваджрапани обладает присущей всем буддам великой магической силой хранить Тайные Доктрины Пути, он собрал все тайные основы, всевозможные учения, которые дал Ваджрадхара, обладающий точным знанием предрасположенностей практикующих, их интересов и возможностей.
http://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Vajrapani.htm
Вторая статуэтка-йидам, которую мы рассмотрим, выполнена в более традиционной для тибетского буддизма технике. Она отлита из медного сплава в XVIII веке в Тибете. К сожалению, атрибуты для всех йидамов отливались отдельно и затем припаивались к основной фигуре, поэтому они легко и утрачивались со временем и при экстремальных обстоятельствах хранения. И в этой статуэтке, соответственно, имеются характерные утраты: дно основания, вложения на тибетском языке, чаша-патра. Статуэтка была найдена в 1970 году в селе Луговском Алтайского края гражданином Проскуриным А.Т. и затем передана им в музей.
В данной статуэтке изображён Пятый Панчен-лама Лобсанг Еше (1663 – 1737). Панчен-ла́ма — второй по рангу лама после Далай-ламы в школе Гелуг-па тибетского буддизма. Представители этой линии считаются эманациями будды Амитабхи. Сам титул «Панчен-лама» означает «великий учёный», или «великий учитель». Кстати, все эти громкие титулы существовали не всегда. «Далай-ламы» и «Панчен-ламы» появились в среде тибетских священнослужителей с XVI века с лёгкой руки монгольских ханов, покровительствовавших школе Гелуг-па.
Установить, что это именно Лобсанг Еше удалось по тибетской надписи на основании статуэтки (см. фото). Sumati jñāna – так она звучит на тибетском, и означает Лобсанг Еше.
Панчен-лама изображен сидящим в монашеской одежде. Хорошо просматриваются островерхая шапка, верхний плащ-занчи, накидка, жилет и кушак. Поза – гуптасана. Жест правой руки – витаркамудра, левой руки – дхьянамудра.
Лобсанг Еше родился в семье хорошо известных и знатных родителей в местности Тобгьел в провинции Цанг. Его отца звали Дечен Гьялпо, мать — Сераб Долма. Вскоре он был признан воплощением Лобсанга Чокьи Гьялцена (1570—1662), четвёртого Панчен-ламы, и был поселён в монастыре Ташилунпо (главный монастырь всех Панчен-лам).
Он принёс обеты послушника, когда ему было 8 лет, в Лхасе Нгавангу Лобсангу Гьяцо, Великому Пятому Далай-ламе (1617—1682), тогда же ему было присвоено имя Лобсанг Еше. А в возрасте двадцати лет он был рукоположен. Политическая ситуация в Тибете в то время была крайне запутанная, так как премьер-министр Тибета Сангье Гьямцо много лет скрывал смерть Далай-ламы V, и предписанное время поисков его новой реинкарнации миновало. Впоследствии это дало возможность утверждать, что новый Далай-лама был определен неправильно, что он подложный. В этих обстоятельствах возросла роль второго иерарха буддийской церкви – Панчен-ламы. Именно на него, Лобсанга Еше, делали ставку в урегулировании различных территориальных, политических конфликтов китайские (маньчжурские) императоры.
В 1713 году Лобсанг Еше получил особое письмо, написанное золотом на трех различных языках — тибетском, монгольском и маньчжурском, от императора Канси, который послал ему большую танку с его именем.
За время своего правления Лобсанг Еше написал восемнадцать томов гимнов и заповедей и умер в 1737 году в возрасте 75 лет.
Кстати, существует и особая мантра, обращённая к этому буддийскому святому: Oṃ āḥ guru sumati jñāna siddhi hūṃ hūṃ.