Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

Галантный век

Кратко
16 июня 2020 г.

Век XVIII-й не случайно получил название «Галантный». Век утонченный и изящный, эпоха грациозных дам, чувственных мужчин и скрытых удовольствий. Это и век, освящённый светом Просвещения, верой в могущество человеческого разума и духа.

В коллекции Бийского краеведческого музея имеются фарфоровые статуэтки, переданные в музей по завещанию Михаила Павловича Потарского (1903-1970) в 1970-м году. Выполнены статуэтки были уже в веке ХХ-м на германских мануфактурах, но отражают стиль, эпоху века XVIII-го.
По этим статуэткам буквально можно изучать моду «галантного века»!

Уподоблюсь на время моему любимому историку моды Александру Васильеву, чтобы рассказать об этом сегменте культуры эпохи Вольтера, Дидро и Монтескье.
Начнём со статуэтки «Придворный кавалер». 

Мы видим молодого мужчину в костюме XVIII века на круглом основании. Мужчина одет в жюстокор розового цвета со светлыми обшлагами на рукавах. Полы жюстокора распахнуты назад, под ним белый камзол с крестообразным розовым декором. Камзол имеет карманы с клапанами. На шее повязан белый бант в розовую крапинку, спускающийся почти до пояса. На ногах кюлоты розового цвета, белые чулки и туфли с пряжками. Левая рука согнута в локте, прижата к груди. В правой руке – шляпа-треуголка розового цвета. На голове мужчины типичная причёска конца XVIII века «а – ля Катогэн» белого цвета с косичкой и бантом. Лицо кавалера утончённое с лёгким румянцем на щеках.

После смерти французского короля Людовика XIV и коронации в 1715 году Людовика XV начался расцвет блистательного и утонченного стиля рококо. Несмотря на то, что позднее, в XIX веке, слово «рококо» нередко употреблялось в насмешливо-уничижительном значении, предполагая наличие излишества и фривольности, сегодня этот термин используют для обозначения художественного течения, ставшего эмблемой французской культуры той эпохи, культуры, которая отличалась утонченным стремлением к наслаждению. А поскольку одежда как ничто другое могла доставить это наслаждение, искусство шитья вознесли на небывалую высоту. И хотя в период правления Людовика XIV Франция уже считалась признанным лидером моды, период рококо упрочил ее репутацию «главной модницы Европы».

Наиболее распространённый мужской костюм того периода носил название habit à la française («платье по-французски», «наряд на французский манер»). Такой тип одежды носили, за исключением военных и духовенства, представители дворянства и обеспеченного среднего класса, также habit à la française считался официальным придворным стилем одежды. Мужчины из высшего и среднего класса носили кюлоты — короткие штаны-бриджи длиной до колена — традиционно чёрного цвета, хотя встречались и кюлоты в цвет остального костюма. Как правило, кюлоты не требовали дополнительной отделки и украшений, носились с белыми чулками и черными туфлями. Чулки, особенно шелковые, были очень дороги, поэтому ношение кюлотов считалось прерогативой обеспеченных людей, а бедняков, носивших обычные длинные штаны, презрительно называли санкюлотами (фр. sans-culottes; буквально «без кюлотов»).

В первой половине XVIII века на сорочку надевался длиннополый камзол, или весткоут (англ. waistcoat), как правило, с длинными рукавами, в тон верхнему платью или контрастирующий с ним по цвету. Камзол был длиной до середины бедра, шился по фигуре и имел узкие рукава, мог иметь декорированные карманы. Украшался вышивкой или набивным рисунком, золотой и серебряной нитью, застёгивался на пуговицы по всей длине. К середине XVIII века камзол утрачивает рукава, но сохраняет длину до середины бедра. Во второй половине XVIII века камзол превращается в жилет. В отличие от более поздних моделей, жилеты XVIII века, как правило, имели стоячий воротничок. Из-под камзола или жилета выпускалось жабо или отделка сорочки.

На камзол надевалось верхнее платье — жюстокор (фр. justaucorps) в первой половине XVIII века или аби (фр. habit), появившееся в 1760-е годы. Жюстокор представлял собой слегка приталенный кафтан с расширяющимися от талии полами, длиной доходящий до колен.

Его носили как полностью застегнутым, так и распашным или застегнутым частично, в районе пояса. Жюстокор имел слегка укороченные рукава с широкими и, как правило, обильно декорированными обшлагами, из-под которых выпускались рукава камзола и кружевные манжеты сорочки. Кафтаны первой половины XVIII века были преимущественно темных насыщенных цветов, чёрного, красного, бордового или коричневого, и украшались золотым шитьем и позументом. Если мужчина носил шпагу, то перевязь надевалась под кафтан, и ножны шпаги натягивали полы жюстокора сзади.

Что касается причёсок, в XVIII веке в моду входит небольшая, относительно простая и даже демократичная причёска «а-ля Катогэн»: подвитые волосы зачёсывались назад, завязывались на затылке в хвостик чёрной лентой. Эту причёску часто носили в армии и на флоте. Некоторые модники прятали этот хвостик в своеобразный футляр из чёрного бархата.

Причёска «а-ля Катогэн» оказалась самой популярной на протяжении XVIII столетия. В 1740-е — 1750-е годы большой популярностью пользуется завивка «крыло голубя» — два-три ряда тщательно закрученных локонов укладывались на висках. Сзади — небольшая косичка или хвост, стянутый лентой. Именно с такой завивкой мы можем видеть молодых королей — Людовика XV и Фридриха Великого. Существовал также одноимённый парик неизменно — белого цвета.

К концу XVIII века парики практически повсеместно выходят из моды — исключение составляла, пожалуй, Россия, где ещё в эпоху Павла I было немыслимо явиться ко двору без напудренного парика.

Что касается чистоты и гигиены высшего сословия XVIII века, сейчас ходит много досужих баек, что, дескать, духами заливали запахи от немытого тела. Эти разговоры не имеют ничего общего с истиной. 

Особая мода на безупречную чистоту пошла ещё с испанского короля Филиппа II. Эта мода вдохновила и французов, королевский дом, которых породнился со славным испанским семейством. Современник эпохи итальянец Марана писал: «Все одеваются с большой чистоплотностью, банты, кружева и зеркальца – вот три вещи без которых французы не могут жить!» [Lettre d’un Sesilien à un de ses amis, contenant une agreable critique de Paris et des François, Chambéry, P.Maubal, 1714, p.32]. Стремление оставаться чистым подтверждается в смене одежды короля, когда он чувствует, что он сам или его одежда потеряли свежесть. Езда на лошади, игра в мяч, охота в еще большей степени подвергают его чистоту тяжелым испытаниям. Поэтому ванны с большим количеством парфюмов принимались по нескольку раз в день! А утренний туалет начинался с протирания рук и лица винным спиртом. В его распоряжении платки, салфетки, сорочки и т.д. в достаточном количестве, чтобы их можно было часто менять. Ведь по белизне тканей судят о чистоте, в широком смысле – о гигиене. Естественно, королю подражал и весь высший свет, рядовое дворянство.
Чистота, как и безупречность одежды должны были отличать аристократов от простолюдинов и прочего «подлого народа».

Следующая многофигурная статуэтка называется «Придворная дама с кавалером музицируют». Нарядно одетая дама в платье в стиле мадам де Помпадур, сидящая за небольшим хаммерклавиром (Hammerklavier), молодой мужчина и собачка на полуовальном основании. Платье дамы состоит из широкой кружевной юбки белого цвета с панье, и узкого лифа синего цвета. Широкое декольте обрамлено белым кружевным воротником. На голове светлый парик. Юбка декорирована растительным узором зелёного, синего и розового цвета. Спереди разноцветные кружевные оборки. Руки дамы изящно зависли над клавишами.

Напротив дамы у хаммерклавира стоит молодой мужчина в жюстокоре коричневого цвета с распахнутыми полами, белом камзоле с 7 пуговицами.

Воротник жюстокора отложной жёлтого цвета. На голове парик серого цвета конца XVIII века с косичкой и буклями. Мужчина музицирует на скрипке. Позади мужчины кушетка на трёх изогнутых ножках и задрапированный тканью предмет. На кушетке партитура с нотами. 

На полу под клавесином сидит небольшая собачка (мопс) с отвислыми ушами. На задней стороне основания вдавленная надпись «GERMANY.19773».

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дают лексическое значение слова «музицировать» как играть на музыкальном инструменте, заниматься музыкой.

Современный толковый словарь Т. М. Ефремовой дает следующее толкование — проводить время, играя на музыкальных инструментах, занимаясь, развлекаясь с музыкой. Можно сказать, что музицирование — это форма времяпрепровождения, связанная с игрой на музыкальных инструментах, исполнением вокальных партий.
Именно так любили проводить время европейские аристократы в вошедших ещё с XVII века в моду soirée в модных салонах. 

Россия тоже в этом отношении не отставала от Европы. В императорском дворце, в домах вельмож организовывались открытые музыкальные вечера. Например, в доме тайного советника Бассевича звучал репертуар почти всех европейских композиторов XVIII в. 

В салонах и аристократических домах развивалось любительское («салонное») музицирование. Молодые дворяне обучались игре на клавесине, виоле, арфе, флейте, гитаре, клавикордах. Графини Головины, княжны Черкасская и Кантемир, хорошо играли на клавесине, а такие вельможи как Меньшиков и Головин заводят у себя целые домашние оркестры.

Музыка часто была проводником любовных посланий. Когда о чувствах нельзя было сказать открыто словами, посредством музыки l'objet de l'amour чувствовал невербальную направленность в свой адрес. Это стало эталоном в воспитании культуры чувств.

Обучение музыке в дворянских семьях считалось неотъемлемой частью общего образования. Ребенок обязательно учился играть на каком-либо музыкальном инструменте или петь. Домашние концерты устраивались во всех образованных семьях. Музыка создавала атмосферу дома, делала гармоничнее отношения в семье. Собравшись вместе, дети и родители разучивали любимые произведения. Раньше и дома строились так, что в доме, в гостиной была небольшая сцена для домашнего театра.

И несколько слов об инструменте, на котором музицирует дама. Когда я описывал эту статуэтку, у меня, как и у многих, сработал стереотип его малых габаритов, и я принял его за клавесин. Однако классический клавесин имеет два ряда клавиатуры! А здесь один, именно как у фортепиано, или его более ранней модификации – хаммерклавира.

Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655—1731). Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано.

Хаммерклавир же часто называют «Молоточковым фортепиано». Термин «молоточковое фортепиано» применяется для различения старинной разновидности фортепиано и современных инструментов (рояля и пианино), хотя конструктивная особенность обоих принципиально одна и та же: как и на обычном фортепиано, по струнам старинного фортепиано ударяют деревянные молоточки, обтянутые войлоком или кожей.

Отличия есть только в звучании, аутентичном звучании произведений Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена – величайших композиторов, которых нам тоже подарил «галантный век».

И вглядываясь в эту фарфоровую пару, невольно кажется, что вот-вот польются волшебные звуки моцартовской фантазии ре минор, собачка довольно тявкнет, а кавалер, слегка наклонившись к даме, процитирует де Ларошфуко: «Le véritable amour ressemble à un fantôme: tout le monde en parle, mais peu de gens l'ont vu.» - «Истинная любовь похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто её видел».

Ерошкин Дмитрий Васильевич
Ст. научный сотрудник, Исторический отдел