Тема родного города всегда волновала и вдохновляла местных художников, а тема городского пейзажа, традиционно занимала в их творчестве значительное место.
Сегодня, нам хотелось бы показать образ Бийска в необычном ракурсе. Мы привыкли рассматривать его изображение в живописных образах. Но также, хорошо известны и интересны графические работы, хранящиеся в фондах художественного отдела бийского краеведческого музея: это городской пейзаж, или отдельно взятые архитектурные сооружения.
Начнем с Бийска дореволюционного, Бийска купеческого. Он изображен на офортах Н.А. Пономарева «Купеческий Бийск». В эту серию входят четыре листа: «Пароходная пристань», «Питейное заведение», «Праздник на Успенской», «Ткацкая фабрика».
Обратимся к листу Пономарёва Н.А. под названием «Пароходная пристань». На переднем плане можно видеть мимо проходящий пароход, за которым, на берегу, видны маленькие покосившиеся домики, а за ними - знакомый образ Троицкого собора и его колокольни. Словно предчувствуя трагизм революционного периода, когда собору суждено быть уничтоженному большевиками, художник размещает его образ на фоне чёрных туч. Этот трагизм усугубляется ещё одной деталью: чёрным клубящимся шлейфом дыма из трубы парохода.
Композиция всех листов данной серии построена на контрасте статики и движения, словно предвещая беду красного террора. Прежняя спокойная жизнь купеческого Бийска заканчивается. Наступают новые мятежные времена.
.
.
.
.
.
.
.
.
Так, в листе под названием «Ткацкая фабрика», ворота самой ткацкой фабрики братьев Бородиных покосились, как и другие её здания. В следующем листе «Питейное заведение» сама композиция словно клонится к земле, она шатка и не устойчива. Все образы, словно судорожно трясущаяся масса холодца, хаотично движутся. Даже архитектурные детали, словно подыгрывают этой не статичности, они перекошены и не устойчивы.
И, наконец, церковь и колокольня «В празднике на Успенской улице», словно в землю вросли, но фрагмент колокольни с раскачивающимся колоколом вносит сильное движение, словно предвещая времена крови и террора. Этот образ является главным лейтмотив всей серии.
Теперь обратимся к работе В.А.Губина «На улице Льва Толстого». Изображен один дом в окружении деревьев, на втором плане силуэт пятиэтажного дома. В этой работе В.А.Губин проявил качества, характерные для его лирических пейзажей: созерцательность, задушевность, спокойствие и изысканность. В этом зимнем пейзаже, где все засыпано снегом, чувствуется теплота, согревающая душу человека. Всё пронизано задушевно-осязаемым трепетом, что достигается гармонией теплых и холодных оттенков общего колорита.
Обратимся ещё к одной работе старейшего художника города, Ибрагимова Заура Маметовича. Много графических работ этого художника, посвящённых родному городу, хранятся в фондах нашего музея. Рассмотрим одну из этих работ, под названием «Бийская церковь». Мы видим легкоузнаваемый образ Успенского собора, который величественно, во всей своей красе, предстаёт в офортном листе. Живое эмоциональное восприятие натуры, позволяет автору избежать сухой, детальной фиксации, механической однообразной штриховки, при этом мастерски передать очарование общего состояния в работе, где всё подчинено общей органики. Каждый штрих, каждая линия, гармонично выполняют свои функции в общем формообразовании и пространственном решении офорта. Здесь всё утончённо, осязаемо, даже можно сказать, с каким-то трепетом и задушевным теплом, художник передаёт всю фактуру и прелесть зимнего пейзажа.
Тот же образ Успенского собора мы можем увидеть в карандашном рисунке художницы Хомяковой Н.В. Если техника офорта, позволяет доходить до изящной виртуозности и тончайших изощрённостей, что мы увидели у Ибрагимова, то в карандаше, это сделать не просто. В работе Хомяковой рисунок более размытый, и в этом есть своя прелесть, все эти тончайшие, еле улавливаемые градации условных крон деревьев, придают работе особую поэтичность и одухотворённость.
Обратимся к ещё одному рисунку, вызывающему ностальгические настроения по Бийску прошлому, городу уходящему. «Уголок старого Бийска». Копай гора». Эта работа выполнена тушью, принадлежит малоизвестному художнику Мельникову В.Т. До боли знакомые образы, идущие из детства, запечатлены в этом рисунке. Художник с особой теплотой и душевным трепетом передаёт тёплую, осязаемую фактуру предметов. Рисунок притягивает к себе, настраивает на определённый лад, вызывает чувство всеобщего умиротворения. Покосившиеся домики «уходят» в перспективную даль композиции. Мастер очень тонко и точно передаёт состояние атмосферы солнечного дня.
Итак, мы рассмотрели отдельные графические листы художников, которые запечатлели образ родного города в своих работах. Это малая часть того большого потенциала, которая находится в фондах художественного отдела музея.