Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

Раскурить трубку и понюхать табачку - экзотические обычаи Востока

Кратко
11 июня 2020 г.

Как ни странно, произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть и предметы, связанные с вредными привычками людей, которые, тем не менее, уже стали частью национального колорита, традиции.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми такими вещицами из коллекции Бийского краеведческого музея.

Начнём с монгольских кисетов для табака и табакерок.

Нюхательный табак появляется в Монголии в ХVII - м веке, проникнув туда через Маньчжурию и Тибет.

Со временем табак стал неотъемлемой частью культуры монголов.

Когда в юрту является дорогой гость, монгол обязательно угощает его нюхательным табаком в знак дружелюбности и гостеприимства. А гость, приветствуя хозяина, должен в ответ предложить ему свою табакерку, или кисет.

В кисетах могли хранить небольшие табакерки, так и насыпать отдельно порции табака.
Старшие отдают свою табакерку, поддерживая её тремя пальцами — большим, указательным и средним, а младшие принимают двумя руками, и после того как понюхали, возвращают её обратно, получая свою. Молодые же обмениваются табакерками одновременно. Существует также обычай примирения двух враждующих сторон путём обмена табакерками, который призывает забыть о прошлом и быть в будущем друзьями.

Вот как описывает современная российская журналистка, побывавшая в Монголии, приём гостей в обычной монгольской семье: «В юрте нас усаживают на почетные табуретки, хозяйка ставит на стол кувшин домашней жирной простокваши, режет твердый овечий сыр и свежеиспеченный хлеб. Хозяин достает кисет и вынимает драгоценную старинную табакерку. Почетный гость обязательно должен нюхнуть хозяйского табаку с достоинством и без чиха. А теперь можно поговорить. Про будущие скачки. Про то, как четырехлетний сынишка упал с лошади и сломал руку. Про русских, которых теперь редко увидишь. А помнится, как мать и отец ездили в Москву на курсы повышения квалификации, как старшие братья получали бесплатное образование в Ленинграде и Кургане. Хорошие были времена! Хорошие люди! Особенно советские врачи, работавшие в местных больницах».

https://www.irk.kp.ru/daily/26120.4/3013205/

Кстати, в Монголии считается неприличным спрашивать гостя – «Хотите ли чайку? Или покушать?». Гостя не спрашивают, ему сразу наливают чай и подают еду. И делают это до тех пор, пока тот не покажет, что хватит. Гостю, в свою очередь, важно не переоценить свои силы, ведь доедать ему придется все, что лежит на тарелке, независимо от того, нравится ему или нет. Недоеденная пища считается проявлением неуважения к тому, кто угощает, будь это хозяйка дома или одинокий пастух, только что потушивший козлятину в канистре с помощью паяльника. Монгольская кухня непредсказуема, поэтому иностранцам стоит быть точными в изъявлении своих пожеланий. Попросив чай с колбаской, и не уточнив, где именно последняя должна находиться, можно получить кружку зеленого чая с плавающими в нем копченостями. Это не байка, а реальный опыт туристки из России.

В чай могут положить и пельмени — такое блюдо, кстати, называется банштай цай. Но обычно подают просто цай — монгольский традиционный чай с молоком и солью. Этот напиток, похожий больше на суп, способен и утолить жажду, и насытить на долгие часы, что немало важно в степи.

Причём кружка с чаем ни в коем случае не должна ставиться на стол перед гостем. Она передается из рук в руки, правой рукой. При этом левой рукой надо поддерживать правую за локоть. Этот жест говорит о том, что гостю нечего скрывать, и он не нанесет коварный удар слева.

Если, не дай Бог, вам в чай случайно упала муха, не спешите громко объявить об этом! Молодое поколение монголов русского языка практически не знает и может неправильно истолковать ваше восклицание «муха!». Дело в том, что русское слово «муха» созвучно монгольскому «плохо».
Этим самым вы рискуете обидеть хозяев.

А вот отказ от угощения по причине, что вы якобы вегетарианец, может в глазах монголов перевести вас в разряд душевнобольных, психически нездоровых людей. Вегетарианское меню в Монголии большая редкость, и многие монголы считают этот вид питания чем-то сродни психическому заболеванию.

Но всему этому будет предшествовать крепкая «затяжка» через ноздри ароматным хозяйским табачком!

Кстати, по вышитому орнаменту на табачном кисете вы сразу поймёте, что находитесь не просто в скотоводческой, но и буддийской стране. Монголы традиционно исповедуют вариант тибетского буддизма. 

И на наших кисетах мы это отчётливо видим по так называемым «узлам счастья» - переплетённым геометрическим узорам, характерным для символики северного буддизма Махаяны.

Узлы - плетенка – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный узор, имеет множество вариантов. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетенный цветочными узорами. В буддийском искусстве он также означает бесконечный цикл перерождений.

На музейных кисетах они вышиты серебряными и золочёными нитями, а также представлены на затягивающих шнурках и кистях.

Кроме того на кисетах широко представлен характерный для многих кочевых, скотоводческих культур спиралевидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ. Образуя многочисленные вариации, он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов изображения копытных рогатых животных играли роль оберегов.

«Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.

Вообще Монголия очень богата различными видами художественного шитья. Таким шитьем украшали одежду, обувь, головные уборы, предметы культового и бытового назначения. Для каждого вида шва существовало свое особое назначение и название. Например, шов дзуу ороох (обмотка нити вокруг иглы) является типично монгольским способом шитья. Им вышивали любимые монголами орнаментальные мотивы на небольших по размеру изделиях: кисетах для табака, футлярах для чашек и табакерок, на лентах головных уборов. Шов шаглаас применялся при прошивке верха шапок, войлочных чулок, шов загасан нуруу (рыбья спинка) для обшивки края ткани.
Второй предмет, который мы с вами рассмотрим – это специальная трубка для курения опиума, или, если точнее, речь идёт о наборе курильщика опиума.

Такие трубки были широко распространены в Китае в XIX веке в период Опиумных войн и позднее, в первой половине XX века.

Комплект курильщика состоит из высокого вертикального чубука медно-жёлтого цвета, переходящего снизу в цилиндрическую курительную камеру с вертикальной трубой для вдыхания паров опиума. Курительная камера с чубуком установлена в одном из отсеков инкрустированного футляра. 

В другом отсеке расположен полый металлический цилиндр с откидной крышкой на шарнирах. На откидной крышке два вдавленных китайских иероглифа. Отсек предназначен для шариков «чанду» – особого ферментированного экстракта опиума. Между двух основных отсеков футляра, перпендикулярно им, находятся ещё два узких цилиндрических отсека со съёмными палочками для трамбовки и формовки «чанду». Чубук в верхней части загнут и после круглого утолщения переходит в мундштук. Футляр трубки покрыт голубой эмалью с цветной росписью в виде ваз, горшков с цветами и растениями и геометрическим орнаментом.

До XIX века курение опиума в Китае было довольно редким явлением и позволить себе подобного рода слабость могли только очень богатые люди. Однако затем британцы завалили рынок Поднебесной опиумом до такой степени, что опиум закурили практически все. 

В XIX веке Китай (Цинская империя) был главным поставщиком чая на рынки Европы и Америки. Ввозить же в Китай удавалось в очень небольших количествах лишь сырье — хлопок-сырец из Индии, свинец из Англии, олово из Малакки — да еще предметы роскоши: меха и ласточкины гнезда для приготовления знаменитого китайского супа (их поставляли из Юго-Восточной Азии). В XVIII веке популярность приобрели европейские часы и заводные механические игрушки. Но все это не могло обеспечить сколько-нибудь заметный оборот. Вывозили же европейцы из Китая существенно больше, чем ввозили: фарфор, ткани, предметы традиционных искусств и ремесел (в XVIII веке Европу охватила мода на все китайское — редко в каком доме, если он не принадлежал совсем уж бедняку, не было китайской ширмы или лаковой шкатулки). 

С началом же чайного бума и без того значительный торговый дисбаланс вырос на порядок. За большую часть вывозимого чая приходилось платить серебром, и по мере роста аппетитов потребителей этого серебра требовалось все больше. Остановить же чайную торговлю было невозможно: без этого напитка уже не мыслила своей жизни значительная часть населения Европы.
Спас положение опиум. Поначалу европейцы на него не ставили, они просто пробовали ввозить разные новые товары в надежде, что какой-то, что называется, пойдет. И опиум пошел: если во второй половине XVIII века крупнейшим рынком сбыта производимого Ост-Индской компанией опиума был малайский остров Пенанг, а на рубеже XIX века — Ява, то к 1820 году свыше 90% ее опиумного экспорта, то есть более 5000 ящиков в год, приходилось на Китай. К 1829 году этот объем почти утроился, а еще через четыре года достиг 20 000 — более 1000 тонн! Наконец-то появился товар, который мог заткнуть злосчастную брешь в торговом балансе Запада и Востока.

Однако для подданных самого Китая этот опиумный бум обернулся настоящей катастрофой.

Огромная часть населения, почти каждый второй человек был подсажен на это наркотическое зелье.

Впрочем, по мере роста опиумных поставок объем серебряной выручки начал ощутимо превышать потребности чайной торговли. И корабли компании стали вывозить из Поднебесной не только чай, но и серебро. Теперь уже не Китай высасывал драгоценный металл из британской экономики, а наоборот, Британия — из китайской!!!

Понимая, что подрывается не только экономика и внутренняя стабильность страны, но идёт и настоящая деградация её населения по причине курения опиума, правительство Цинской империи начало вводить запретительные меры, которые в итоге привели к военному конфликту с более могущественной в военном отношении Британской империей. Проигранные Китаем Опиумные войны в итоге поставили эту страну на положение полуколонии западных держав и обозначили эпоху заката традиционного императорского Китая.

А тем временем в Поднебесной расцвела целая индустрия, обслуживающая «опиумные дома» и салоны. Это и изготовление специальных лежанок, топчанов для курильщиков опиума, декоративных трубок, масляных ламп для их подогрева и прочих аксессуаров. Таким декоративным предметом является и наш набор курильщика. Причём считалось, вероятно, с опорой на эмпирический опыт, что изящно выполненная трубка, которую приятно держать в руке, ещё больше усиливает ощущения от курения.

В настоящее время подобные виды сомнительного «удовольствия» полностью искоренены на территории КНР, а трубки можно встретить только в музеях.

Ерошкин Дмитрий Васильевич
Ст. научный сотрудник, Исторический отдел