Дамы и господа, сегодня вашему вниманию мы предлагаем ещё одну статуэтку из восточной коллекции Бийского краеведческого музея.
Это статуэтка льва Будды Ши-Фо (Ши-Цзы) - гротескного льва с чертами собаки породы пекинес, изготовленная из агальматолита – камня плотной скрытокристаллической горной породы.
Статуэтка была приобретена в 1982 году у Виктора Васильевича Буланичева – ныне хорошо известного всем краеведа, общественного деятеля, председателя бийского отделения Демидовского фонда. К самому Виктору Васильевичу статуэтка попала от знакомого художника, который нашёл её в 1978 году в городе Ангарске.
В буддизме лев – это священное животное. Во времена, когда буддизм появился в Китае, Будду называли - Фо, а его охранников - Львами Будды или Собаками Фо.
Истоки образа Ши-Цзы, или Ши-Фо восходят к культуре и искусству Древней Индии, где лев, судя по некоторым данным, служил одним из символов воинского сословия (касты кшатриев) и самого правителя, что нашло зримое отражение в изобразительном искусстве. Наиболее ранние известные сегодня скульптурные изображения львов относятся к эпохе Маурьев (IV-II вв. до н.э.), – они украшают капители (навершия) двух мемориальных колонн, воздвигнутых при царе Ашоке.
В соответствии с верованиями Древнего Китая, лев рассматривался как мифический защитник Закона, страж сакральных сооружений. Он является символом могущества и успеха, царской власти и силы.
Китайцы также держали маленьких сторожевых собак, задача которых заключалась в охоте за мышами, ежами и другими мелкими хищниками. Считалось, что эти маленькие животные, известные также как «ловцы демонов», были способны поймать и изгнать любых злых духов, населявших этот мир. Говорили, что их лай прогонял зло из любого дома. Все эти традиционные семантические локусы присутствуют и в нашей статуэтке: голова льва-собаки развёрнута в сторону, оскаленная пасть открыта. Открытая пасть должна отпугивать злых демонов, закрытая же - удерживать и защищать добрых духов. Нос вздёрнут вверх, глаза шарообразные и выпуклые. Над глазами пять шишечек, три из которых спиралевидные. Количество шишечек на голове льва указывает на ранг его владельца. Две спиралевидные шишечки в уголках пасти. Ещё три спиралевидные шишечки на голове льва. Лев покоится на задних лапах, одна из которых просматривается в задней части туловища, другая же сокрыта.
Левой передней когтистой лапой зверь опирается о землю, правой - держит шар «Тама» - символ мудрости, дающий энергию для великих свершений. У двух передних лап маленькие львята, покрытые шерстью в виде глубоких ребристых линий.
Судя по всему, данная статуэтка могла быть изготовлена в конце XIX – начале XX веков, в бытность последней китайско-маньчжурской империи Цин (1644-1911).
Как уже было сказано выше, образ Ши-Цзы реализовался также в породе собак, выведенной, предположительно, в I-III вв. и получившей название шицзы-гоу 獅子狗, «львиная собака», которая известна в Европе как «пекинская болонка» («пекинес»). Выведение шицзы-гоу диктовалось не столько эстетическими соображениями, сколько желанием монархов постоянно иметь при себе живой символ верховной власти, т.е. «львиная собака», служила «заместителем» льва, а ее крохотные размеры лишь подчеркивали величие фигуры императора, которому «сам лев едва достает до лодыжек». Из сведений, относящихся уже к более поздним историческим эпохам, в частности, к периоду регентства императрицы Цыси (1862-1909), когда «львиные собаки» попали в поле зрения европейцев, известно, что они обитали исключительно в императорском дворце, окружаясь всевозможными почестями. Называются даже случаи, имевшие место в XV-XVIII вв., их обожествления и почитания в качестве воплощений Будды. Начиная с IV в., шицзы-гоу превратились в самостоятельный и популярный объект художественного творчества. Известна серия скульптурных изображений «львиных собак» в качестве ритуальных сосудов и фигурных подставок для ламп, уже содержащих характерные признаки данной породы: массивную голову с круглыми глазами навыкате и приплюснутым носом, широкую выпуклую грудь, пушистую «гриву», туловище на коротких, согнутых лапах.
В эпоху династии Тан (618-907) изваяния львов стали также обязательной принадлежностью погребальных скульптурных ансамблей над императорскими усыпальницами.
Для погребальных комплексов середины эпохи Тан характерны парные изваяния сидящих львов, помещенные у проходов в стенах, окружающих усыпальницу. Такой «комплект» присутствует в погребальном комплексе Цяньлин, где похоронены император Гао-цзун и его супруга.
Не позднее эпохи династии Мин (1368-1644) вошло в обычай использование пары львиных фигур по сторонам входа в любой архитектурный ансамбль - дворца, храма, государственного учреждения.
В этом случае в композицию обычно входили скульптуры животных разного пола - льва и львицы, причем, изображение льва, как правило, было дополнено шаром, лежащим под лапой зверя, а фигура львицы окружалась изображениями одного или нескольких детенышей. Эта традиция нашла продолжение в архитектуре эпохи Цин 清 (1644-1911), распространившись даже в композиции таких инженерных сооружений, как мосты и лестницы.
Памятником той величественной эпохи маньчжурского правления является ныне некрополь Циндунлин – усыпальница маньчжурских правителей последней династии Цин, находящаяся в 125 км к северо-востоку от Пекина. Именно там, на «аллеях духов» в роскошном бестиарии различных животных от лошадей до слонов присутствуют и главные охранители покоя мёртвых – величественные Ши-Фо, или Ши-Цзы.
https://maximus101.livejournal.com/46050.html