Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

Произведения китайской каллиграфии

Кратко
25 мая 2020 г.

Виртуальный художественный салон от Выставочного зала музея

Произведения китайской каллиграфии и китайской живописи Го Хуа (государственный стиль или искусство в переводе) художников Ли Фэна и Шан Жэн Сы У  в фондах художественного отдела  Бийского краеведческого музея им.В.Бианки

Представляем Вашему вниманию каллиграфические работы китайских художников Ли Фэна и Шан Жэн Сы У, которые находятся в фондах художественного отдела Бийского краеведческого музея. Эти работы появились в музее после проведения персональных выставок этих художников в городе Бийске. 

Обращаясь к творчеству Ли Фэна и Шан Жэн Сы У, важно понимать, что мы, в первую очередь, обращаемся к китайской живописи, которая резко отличается от европейской, она зиждется на древних традициях, а так же имеет свои законы. Она не похожа на живопись европейских стран, ни по своей технике, ни по материалам, а также по средствам выражения.

Для создания китайских картин используются тушь и краски на минеральной и растительной основе, напоминающие акварель. Важно заметить, что это не просто тушь, а китайская тушь, то есть это специальные черные брусочки, которые растираются с водой до определенной консистенции, чтобы получить тушь. Из неё создаются краски различных оттенков. Золотое правило живописи: тушь и цвет не должны мешать друг другу. 

В качестве полотна берётся шелк, реже - хлопчатобумажная или пеньковая ткань, а может быть мягкое пористое полотно из бамбука или конопли. Также может использоваться бумага, изготовленная из мягкого и тонкого волокна, в виде свитков. Все эти особенности использования традиционных материалов и приёмов в своей живописи, как раз и используют художники Ли Фэн, и Шан Жэн Сы У. Кстати художники в своём творчестве использует классическую рисовую бумагу.
Рассмотрим две каллиграфические работы художника Ли Фэна, которые так и называются «Каллиграфия». В Китае живопись давно ставится рядом с каллиграфией. Их даже называют родными сестрами. Помимо линейности, их связывает и то, что материалы используются одинаковые как художниками, так и каллиграфами. Эти два вида искусства идут рука об руку и помогают друг другу развиваться. 

Итак, обе работы Ли Фэна под названием «Каллиграфия» представляют собой белое полотно, на котором чёрной тушью написаны иероглифы. Иероглифы, это неотъемлемая часть произведения. Их написание — это целое искусство, которое не перестает развиваться на протяжении уже многих столетий. Нередко каллиграфический иероглиф, отображенный на картине, интерпретирует смысл всего изображения. Поэтому, в работе нет никаких привычных глазу сюжетов, они и не нужны. Иероглифы словно собой восполняют сюжетно-образный и смысловой строй данного произведения.

Без иероглифа любая работа не может претендовать на статус художественного произведения, кстати, также как и специальные печати, расположенные в разных частях картинной плоскости, которые могут быть круглыми или многоугольными. Это личная печать художника, в которой вписано несколько иероглифов. Такие печати расположены в обеих работах Ли Фэна. Они имеются в правом верхнем углу, а также в левом нижнем углу. 

По убеждению художников Поднебесной, совершенное произведение изобразительного искусства — это связанные между собой элементы: живопись, каллиграфия, поэзия и печатная резьба, то есть это печати. В живописной работе часто каллиграфией прописываются строки стихов. А личная печать художника — становится полноправным участником общей композиции.

Обратимся к работе художника Шан Жэн Сы У в жанре «Хуа няо», то есть в переводе на русский - «Цветы и птицы», кстати работа так и называется, «Цветы птицы». Для этого жанра характерны темы из жизни растений, птиц, насекомых. Художники данного направления в своих картинах передавали свои ощущения и восприятие мира, не только с помощью специфических художественных решений, но и через символические значения различных представителей флоры и фауны. Важное место в живописи Китая занимает образ-символ. Все работы художников символичны. Сам внешний образ изображаемого предмета не значит сам по себе. Живопись должна передавать одухотворенность образа, его сущность, а не внешнюю оболочку вещей. Только так изображение становится ожившим, обретает не только реалистичные формы, но и трепещущую душу, заставляет чувствовать и восхищаться яркостью красок и глубиной передачи.

В работе мы видим изображение двух благоухающих красного цвета пиона. Рядом ещё один пион, только белого цвета. Что они значат. Здесь в основе лежит философия даосизма, то есть «Янь» и «Инь», гармония мужского и женского начала. Изображение одного предмета не возможно, обязательно всё должно быть парным. Два красных благоухающих пиона, это Он и Она, где нижний бутон большего размера символизирует мужское начало. Чуть выше цветок более мелкий, это олицетворение женского начала. Здесь важно заметить, что по китайским канонам два цветка на одном стебле, символизируют супружеское счастья. У зрителя может возникнуть вопрос, а что символизирует третий цветок белого цвета. Здесь тоже мудрость, это цветок - плод любви двух пылающих сердец. Так же нужно обратить на очень важную деталь. Два молоденьких набухающих бутона в левой части работы, которые символизируют зачатки будущей жизни. Тем самым, автор, словно показывает круговорот жизни и её цикличности. 

Важно рассмотреть значение цвета в этой работе, где с красным цветом всё понятно, он был отмечен нами термином «благоухающий» и этим всё сказано.

Теперь обратимся к пониманию китайцами белого цвета. Ведь мы видим в сюжете белый пион. Все чаще белое ассоциируется с изяществом, изысканностью и благородством, а также честностью и целомудрием. Поэтому теперь на китайских невестах видим не только красные, но и белые свадебные платья. 

Белый цветок, это символ девственности, чистоты и мудрости. Хотя этот цвет в Китае имеет множество различных подтекстов, в том числе и совершенно противоположенное значение, даже и негативное.

Как говорилось выше, что ни одна живописная работа китайских мастеров не обходится без иероглифов, о значении которых, мы уже сказали.

Только хотелось заметить, что это изречения из китайской поэзии. И, конечно же, те самые печати, подтверждающие ценность произведения, как произведения искусства.

Таким образом, картины на тему «Цветы и птицы» почти всегда были наполнены скрытым символическим смыслом и мудрой философией.

И снова, мы обращаемся к работе Ли Фэна в жанре «Шань-Шуй», что в переводе означает «Горы воды». Кстати, название тоже созвучно названию жанра «Шань-Шуй». По сути, это классический пейзаж, где обычно изображается дикая природа. Пейзажная живопись утвердилась как жанр позже портретного жанра, но по количеству картин и месту, занимаемому среди других жанров традиционной живописи, она занимает лидирующее положение.

Слитность человека и природы в значительной степени проявлялась именно в картинах данного жанра. В них как бы соединяются три мира: мир воды, мир камня и мир дерева. И человек, являясь только малой частью мироздания, что особенно было выразительно на фоне величественных гор и ландшафтов, в то же самое время составлял единое целое с ними.

Китайцы с древности поклонялись горам и водам как святыням. В китайских пейзажах горы считались олицетворением мужского начала Янь, а воды - женского начала Инь. Из взаимодействия Янь и Инь по древним представлениям, возникает Вселенная и ее малым, но неотъемлемым элементом является Человек. Микрокосмос Человека представляет собой отражение макрокосмоса Вселенной и слитность с ним. В выражении этой космогоничности, единства и противоположности малого и великого заключалась специфика пейзажного жанра.

Здесь тоже очень много философской символики и условности. Преобладает лаконичность. Контуры – четкие и выразительные, хотя бывают и размытые. При этом рисунок выполнен на плоскости, где нет игры света и теней. В работе бывают нетронутые цветом фрагменты, просто фактура бумаги на картинной плоскости, но эта пустота может символизировать бесконечное пространство, или водное пространство, как в прочем, показано в данной работе. В этом и есть та самая условность в китайской живописи, которая домысливается и подразумевается зрителем.

Китайский художник может изобразить реку с верхнего и бокового ракурса так, что отчетливо передаст всю ее бесконечность и приоткроет ландшафты, скрытые от глаз линией горизонта. Благодаря многоплановой перспективе, китайский живописец имеет возможность не ограничивать себя горизонтальными рамками и дать волю своей фантазии. Так же, Ли Фэн таким способом, пытается, в первую очередь, передать величие и могущество своей родины. 

Важно отметить то, как Ли Фэн передаёт тревожное настроение и общее состояние в своей работе. Хочется заметить, что живописные работы китайских мастеров очень лаконичны и в них нет какой-то случайности. Всё очень чётко, всё по канону. Состояние беспокойства создаётся при помощи образа парящей крупной птицы, на фоне чёрной надвигающей тучи, Это не просто плохая погода, а это символический подтекст надвигающейся беды.

Таким образом, реальность изображений тесно связана в китайской живописи с принятыми канонами, а так же традициями, идущими из глубокой древности.

Таким образом, мы познакомились с каллиграфическими работами китайских художников Ли Фэна и Шан Жэн Сы У, которые находятся в фондах художественного отдела Бийского Краеведческого музея им.В.В.Бианки.

Поздеев Юрий Викторович
Научный сотрудник, Выставочный зал