Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

И.М.Березуцкий

Кратко

И.М.Березуцкий в годы войны

По-видимому, при направлении на фронт, а возможно еще в учебном подразделении, Березуцкий с Житеневым вынуждены были расстаться. Они воевали на разных самолетах: Березуцкий на ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7; а Житенев - на Як-7 и Аэрокобре (американском истребителе Р-39, поставляемом союзниками по ленд-лизу).

В июле 1942 г. Березуцкий направляется на Сталинградский фронт, с июля по октябрь служил в 864 ИАП, а затем переведен в 169-й истребительный авиационный полк (в марте следующего года ставший 63-м Гвардейским ИАП). За короткий период он произвёл 65 боевых вылетов. Он всегда гордился удостоверением за участие в героической обороне Сталинграда и медалью «За оборону Сталинграда», называя эту награду второй по значимости после Звезды Героя Советского Союза. Так получилось, что только в 2006 году, после смерти героя, стало известно, что за отвагу, проявленную под Сталинградом, Иван Михайлович был 23 октября 1942 года награжден орденом Красной Звезды, но по какой-то причине его не получил.

В своем письме И.М. Березуцкий так описывает один из боев, в котором ему пришлось принимать участие: «В одном из вылетов на разведку фашистских войск, мы обнаружили большое скопление живой силы и боевой техники у переправы через небольшую речку в районе станицы Клетская. Командир соединения поставил задачу уничтожения фашистских войск штурмовой авиации, а нам немедленно нанести бомбардировочный и штурмовой удар по головной группировке войск противника с целью задержать их дальнейшее продвижение. Мы вылетели в составе 12 самолетов ЛаГГ-3, восемь летчиков взяли под крыльями установки по 2 бомбы фугасных весом 100 кг. каждая. Над скоплением войск противника появились мы с западной стороны, внезапно. С пикирования нанесли бомбардировочный удар по скоплению фашистских войск у переправы, а затем стали уничтожать пулеметно-пушечным огнем головную колонну, которая уже вышла из станицы в восточном направлении. Задача нами была выполнена успешно и наша часть получила благодарность от наземных войск, находившихся в обороне на данном участке фронта» (7). Истребитель ЛАГГ -3, утяжеленный, непослушный в управлении, не особо подходящий для ведения воздушного боя, обладал хорошей огневой мощью, поэтому его часто и вполне эффективно использовали для штурмовки наземных войск противника. Его мощное пушечно-пулеметное вооружение внушало уважение немецким асам, которые боялись лобовых атак ЛаГГ-3. Надо отметить, что свои первые несколько побед в воздушных боях И.М. Березуцкий одержал именно на этом самолете в конце 1942 - начале 1943гг.

Весной 1943 г. Гвардии старший лейтенант И.М. Березуцкий летал уже на самолете - Ла-5, который считался одним из самых боеспособных среди советских истребителей периода II мировой войны.

14 Мая 1943 года штурман эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиакорпус, 15-я Воздушная армия, Прибалтийский фронт) Гвардии старший лейтенант И. М. Березуцкий в воздушном бою вблизи города Демянска Новгородской области на самолёте Ла-5 уничтожил тараном бомбардировщик противника. Сам благополучно произвёл посадку на повреждённом самолёте.

В боях под Курском часть выполняли задачу по уничтожению немецко-фашистской авиации в воздушных боях. В ходе наступления Брянского фронта советские войска приблизились к городу Орел. В одном из вылетов на прикрытие наших наземных войск от ударов авиации противника северо-восточнее г. Орел группа в составе 12 самолетов-истребителей Ла-5, в составе которой находился И.М. Березуцкий, встретила 27 немецких бомбардировщиков Ю-87, идущих под прикрытием 8 истребителей Ме-109 и ФВ-190. Березуцкий так описывает этот бой: «Четырьмя самолетами Ла-5 мы связали боем истребителей противника и отрезали их от бомбардировщиков, остальные 8 истребителей Ла-5 атаковали бомбардировщиков. Встреча с противником состоялась над их войсками и бомбардировщики от внезапной атаки наших истребителей стали пикировать и сбрасывать бомбовый груз на населенный пункт, где были расположены немецкие войска. Фашистские экипажи в воздушном бою оказывали упорное сопротивление нашим Ла-5, обстреливая нас из бортового оружия; помогали им и наземные войска, обстреливая наши самолеты из зенитных скорострельных пушек. Летчики нашей группы били противника ставшего в круг над целью, наверху и внизу при выходе их из пикирования. В результате проведенного воздушного боя было уничтожено 7 бомбардировщиков Ю-87 и 2 истребителя Ме-109, наши летчики потерь не имели, если не считать пулевых и осколочных пробитий на некоторых наших самолетах».(8) 

20 Июля группа из 10 истребителей Ла-5 под командованием Героя Советского Союза Гвардии майора А. А. Федотова, прикрывая войска 3-й и 63-й армии, встретила 20 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 24 истребителей FW-190. Федотов, твёрдо помня приказ не допускать бомбовых ударов по наземным целям, не задумываясь, повёл товарищей на врага. Бой был исключительно напряжённым. Противник потерял 13 самолётов, один из которых уничтожил И.М. Березуцкий. В этом бою понесла потери и наша группа: на аэродром не вернулся лётчик В.П.Едунов.

В конце Ноября 1943 года по личному указанию командующего ВВС Красной Армии части 1-го истребительного авиакорпуса были переданы в оперативное подчинение 3-й Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта.

15 декабря 8 самолётов Ла-5 под командованием Гвардии капитана И.М.Березуцкого, прикрывая с высоты 2500 - 3000 метров войска в районе Езерище - Городок, встретили до 25 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 6 истребителей FW-190, шедших на высоте 1500 - 2000 метров. Наши лётчики знали, что Ju-87 над целью обычно образуют круг и поочерёдно пикируют, прикрываю друг друга. Помешать им прицельно бомбить в таком строю, как показал опыт, было нелегко, поэтому группа Березуцкого, используя преимущество в высоте, поспешила навстречу противнику, чтобы ещё на подходе к цели сбить врага с курса и заставить сбросить бомбы куда попало. Оценив обстановку, Березуцкий решил парой Гвардии старшего лейтенанта Г.П.Бурлакина связать боем истребителей противника, а оставшейся шестёркой атаковать "Юнкерсы". Бурлакин на большой скорости атаковал одну, затем другую пару "Фоккеров" и завязал с ними бой. Тем временем шестёрка во главе с Березуцким устремилась к Ju-87. В небе закружилась огненная карусель. Рёв моторов, хлесткие пушечные и пулемётные очереди слились в невообразимый гул. Со второй атаки Гвардии капитан Березуцкий сбил одного "Юнкерса", а другого поджёг Герой Советского Союза Гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев (тот самый, про которого Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке»). Кажется невероятным, что безногий, чудом оставшись в живых, сумел убедить себя, и врачей, и авиационное начальство, что он не только сможет ходить на протезах, но и управлять истребителем. И он доказал, что сила духа человека многое значит в этой жизни – он не только вновь стал летать, но и сбивал самолеты врага. Всего за годы войны он сбил 11 вражеских самолетов (4 до ранения и 7 после).

30 июня 1944 г. истребители 63-го Гвардейского ИАП прикрывали наземные войска в районе города Борисов, где завязали бои наши передовые части. В этот день гвардии майор И. М. Березуцкий, уничтожив в воздушном бою истребитель FW-190, довёл счёт сбитых самолётов до 15, чем заслужил право на почётное звание Героя Советского Союза. Спустя 2 дня отважный лётчик был приставлен командованием части к этому высокому званию.

Осенью Иван Березуцкий в последний раз видел своего друга Егора Житенева. «В 1944 г. – пишет И.М. Березуцкий - в одном из писем он пригласил меня прилететь к нему на свидание (он служил и воевал в другой части). Это было в конце Белорусской операции и в начале операции по освобождению Прибалтики. Я прилетел к нему на полевой аэродром, где мы встретились, побеседовали часа 3-4, а затем расстались. Он был уже командиром эскадрильи, трижды орденоносец, воевал на самолетах «аэрокобра» (американский истребитель). Больше мы с ним не встречались и не переписывались. Однажды к нам на аэродром Шауляй произвели посадку прилетевшей части самолеты «аэрокобра». Я спросил у летчиков, знают ли они Житенева и где он есть. Они мне сообщили, что он был сбит над гор. Рига в одном из боевых вылетов». (9)

В Июле 1944 года 63-й Гвардейский ИАП вышел из состава 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта и был переподчинён 3-й Воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта и перелетел из города Лида на аэродром Подбродзе. После частичного облёта района боевых действий полк приступил к ведению боевой работы в направлении на Паневежис и Шауляй, выполняя в основном задачи прикрытия района боевых действий, сопровождение Пе-2 и ведение разведки в интересах наземного командования. Вскоре было принято решение перевооружить полк, дать ему только что поступившие в серийное производство новые самолёты Ла-7. Сдав имеющуюся матчасть Ла-5 армейскому полку, лётный состав убыл в 14-й запасной авиаполк города Тула для переучивания и получения Ла-7. Последние свои 3 официально зафиксированные победы И.М. Березуцкий одержал воюя на таком самолете.

Предыдущая                                                                                                                  Следующая