Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

2. Путь чая

Кратко
Оглавление

С XIX века чайной торговлей через пограничный город Кяхту занималась исключительно Русско-Американская торговая компания. Причём чай получали преимущественно в обмен на пушнину, и дальнейшая выручка компании зависела от успешности продажи полученного чая на территории Империи и в Русской Америке. Согласно правительственному циркуляру от 1807 года, приобретение чая в Поднебесной возможно было только на бартер.

Но приобретённый в Кяхте чай не всегда удавалось продать по выгодным для компании ценам, а с учётом трудности доставки цена продукта возрастала ещё больше. Если прибавить сюда ещё 120 % налога, то станет понятным, почему розничная цена чая в России была в 10-12 раз выше, чем в Англии и Германии (в сопоставимых ценах), и почему он долго был не по карману простому народу. Так, например, в 1857 году почти 60% от всего приобретённого чая осталось непроданным. Непроданный чай поступал на продажу в следующий год, при этом его качество и цена снижались. Таким образом, с конца 1850-х гг. компания стала испытывать большие сложности в кяхтинской чаеторговле. Приобретение чая сократилось в три раза, при этом значительная его часть не находила сбыта на внутреннем российском рынке.

Примерно по такой же схеме в Китае работала Британская Ост-Индская компания: она завозила в Поднебесную опиум, перепродавала его, или сразу обменивала на чай. В дальнейшем это стало предметом серьёзного конфликта – так называемые «Опиумные войны» - между Британской империей и Китаем.

В России с прокладкой первых железных дорог до Урала и Тюмени встал вопрос о сокращении по времени путей доставки чая из Кяхты.

В феврале 1862 г. в Пекине были под писаны «Правила сухопутной торговли между Россией и Китаем». Согласно этим правилам, подданным обоих государств разрешалась беспошлинная торговля вдоль русско-китайской границы на расстоянии 100 ли (около 50 км) от линии границы, как на русской, так и на китайской территории. Русским купцам разрешалась беспошлинная торговля на всей территории Монголии.

Вот тут и возникла идея сделать Чуйский тракт преимущественным путём доставки чая в Россию! Ведь до Синьхайской революции 1911 года Монголия была частью Китайской империи.
Так, в «Памятной книжке Томской губернии» за 1871 год писали: «Кяхта находится от Томска на расстоянии 1957,5 вёрст, и чай оттуда перевозится большею частью гужем, каковая перевозка обходится в несколько раз дороже водяной. Таким образом, путь от Кош-Агача до Томска на 1000 слишком вёрст ближе, чем путь от Кяхты. Очевидно, что при таких условиях доставка байховых чаёв и прочих китайских товаров во внутренние города Империи через Кош-Агач будет обходиться несравненно дешевле доставки их через Кяхту». Интересные воспоминания оставил Яков Парфеньевич Шишмарёв, действительный статский советник, 50 лет проработавший в должности русского консула в Урге. Командированный туда ещё в качестве толмача- переводчика генерал-губернатором Восточной Сибири Муравьёвым, за годы службы он стал прекрасным знатоком Монголии и Китая.

Я.П. Шишмарёв писал, что «торговля чаем в Монголии играет важную роль, больше чем где-нибудь, потому что кирпичный чай (прессованный пуэр) после серебра в слитках обращается в народе как ценный предмет, заменяющий деньги. Чтобы облегчить при обращении в торговле такого тяжёлого и неудобного предмета как «чайный кирпич», здешние китайские торговые фирмы с разрешения властей выпускают бумажные знаки – «тецзы» ценностью одного кирпича чая».
Также Я.П. Шишмарёв отмечает, что китайские купцы обменивали «тецзы» на русские кредитные билеты. Но одна существенная деталь – курс «тецзы» обеспечивался ежегодным и восполняемым урожаем чая, а кредитные билеты – золотым эквивалентом…Золото же затем перепродавалось китайцами внутри Поднебесной за очень приличные комиссионные. 

Для продажи в России чай закупался в весьма больших объёмах, однако, как отмечают «Томские губернские ведомости», он почти не доходил до Бийска, так как уже в Кош-Агаче почти полностью раскупался алтайцами.

Это и понятно, ведь коренные народы Алтая и Монголии были знакомы с этим продуктом ещё со времён Средневековья! Горный Алтай, например, территориально входил в состав Империи Юань, а в соседней Хакасии ещё в хуннское время, пленённый хуннами и ставший их наместником генерал Ли Лин ввёл моду на всё китайское, в том числе и чай.

Традиционно кирпичный чай входил в состав такого напитка, популярного у алтайцев, как «талкан». Но ещё более интересен рецепт тибетско-монгольского чая: кирпичный чай варят в течении нескольких часов в молоке яка (сарлыка). Затем полученный напиток выливается в специальный сосуд и сюда же добавляется топлёное сливочное масло яка и соль. Всё это хорошо взбивается до однородной массы. Такой напиток буквально в считанные секунды восстанавливает силы и входит во все каноны тибетской медицины.

В Китае же, особенно в провинции Сычуань, для создания неповторимого «букета» чая в последний добавляют сушёные фекалии панды…

Чай прекрасен во всех сочетаниях и Путь чая, частью которого был и наш Чуйский тракт – это, прежде всего, путь мира, добрососедства и сотрудничества.

Начало