Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

1. Северный Шёлковый путь – связующая нить цивилизаций

Кратко

Возьмём, например, наш район Верхнего Приобья. Только в Сростинской культуре, относящейся к эпохе Кимакского каганата (9-10 вв.н.э.) мы находим предметы как иранского, так и китайского происхождения!

И в этом нет ничего удивительного.

Ведь номады Центральной Азии, в большей части контролировавшие коммуникации Великого Шёлкового пути в эпоху Средневековья, часто выполняли роль культурных медиаторов между двумя суперцивилизациями древности, которые условно можно обозначить как буддийско-конфуцианский мир с одной стороны и культуры Средиземноморья, Передней Азии, ставшие ареалом распространения единокоренных авраамических религий.

Кимаки или кипчаки – по сути это два наименования одного и того же народа – на протяжении всего периода Средневековья контролировали огромные пространства евразийских степей, и пространства эти на старых арабских картах именовались не иначе как «Дешт-и-Кыпчак», то есть Кыпчакская степь [2, с.11]. Даже в период монгольского владычества господствующим этническим элементом продолжали оставаться именно кипчаки! «От монголов, вернее татар, сохранилось только имя. На монгольском языке в Дешт-и-Кыпчак в XV в. никто уже не говорил. Более того, даже официальные грамоты ханов, известные золотоордынские ханские ярлыки писались или на среднеазиатско-турецком литературном языке XIV в., или на местном кыпчакском языке» [2, с.49].

Арабский автор Ал-Омари писал: «В древности это государство (Золотая орда) было страной кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными качествами их (татар), и все они стали точно кипчаками, как будто от одного с ними рода» [3, с.186].

Известно также, что золотоордынцы уделяли колоссальное внимание поддержанию торговых коммуникаций между Европой и Азией, получая с этого немалые доходы. Вплоть до открытия океанских путей в Новый свет и Восточную Азию, золотоордынцы и венецианцы оставались практически главными игроками в трансконтинентальной торговле.

В нашем регионе основная трасса Великого Шёлкового пути проходила по территории древнего Турфана, Восточного Туркестана, входящего сейчас в состав Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. 

На грани древней и новой эры торговые караваны из Китая начинали свой путь от Чаньяни и шли к Дукьхуа - города на границе у Великой стены. Отсюда маршрут расходился на два пути: северный и южный.

«Северная дорога» проходила через согдийские центры Синьцзяна и Средней Азии, затем через Хорезм и низовья Волги, дальше через северокавказские перевалы и Абхазию. Из черноморских портов - Фазиса и Трапезунда – купцы достигали города Византия – будущей столицы Восточной Римской империи, переименованного позднее в честь императора Константина Великого.

С караванами на Запад и Восток по Великому шелковому пути шли купцы, дипломаты, искатели лёгкой наживы и приключений, а также паломники и пилигримы буддийского, манихейского и несторианского вероисповеданий. 

Известно, что ещё во времена Первого тюркского каганата ко двору византийского императора Юстина II (565-578 гг.) прибыло крупное посольство тюркского кагана Дизибула. Его возглавлял знатный согдиец Маниах. Греческий историк Менандр довольно подробно рассказывает об этой миссии и установлении дипломатических отношений между византийцами и тюрками: цель миссии заключалась в заключении соглашения с ромеями о торговле шёлком в обход сасанидского Ирана, правители которого, воюя с Византией, облагали товары чужеземных купцов высокими пошлинами. Шахиншаху было совсем нежелательно, чтобы согдийцы могли «безнаказанно переходить границы его страны». Поэтому посольство выбрало кружной путь через Северный Кавказ.

Император благосклонно встретил прибывших и отправил к тюркам ответное посольство во главе со стратигом восточных провинций Зимархом.

Начало