Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

2. Северный Шёлковый путь – связующая нить цивилизаций

Кратко

Весьма любопытно, по какому именно маршруту следовал Зимарх со своими спутниками: от Трапезунда к реке Риони и через Кавказский хребет к реке Кубани, далее вдоль северных берегов Каспийского и Аральского морей к Сырдарье. Из страны согдийцев послы отправились к горе Эктеле (Золотой), как называли Алтай. Там, в котловине, окружённой горами, они посетили резиденцию Дизибула – властителя громадной степной державы [4, с.43-44].

Дружественно принятый тюрками Зимарх вернулся в Византию тем же путём – через страну аланов и Трапезунд. Так установились непосредственные контакты между Константинополем и ставкой тюркского кагана.

Обнаруженные в 1930 –е гг. на территории Алтайского края в районе села Усть-Чарышская Пристань византийские монеты начала X века также доказывают наличие регулярных связей между Византией и государствами тюркского мира в эпоху Средневековья.

Как отмечает Киселёв С.В., «политика византийцев этого периода, так или иначе, соприкасалась с кочевыми тюркоязычными племенами. Повидимому эти связи были значительны и взаимны» [5, с.550]. Хазары, печенеги, торки часто выступали в роли союзников Византии, агентов её политики на Востоке.

С образованием Арабского Халифата торговые связи между Востоком и Западом не только не ослабли, но даже намного расширились.

«Китайские авторы утверждают, что хакасы, или же енисейские кыргызы поддерживали интенсивные связи с Даши (арабами), тибетцами и карлуками Семиречья. Каждые три года из Даши к ним направлялся караван верблюдов с узорчатыми шелками» [4, с.55]. 

Кстати сказать, в ареал великодержавия енисейских кыргызов после крушения Тюркского каганата некоторое время входили и территории Алтая!
В XIII веке на пространствах Евразии образуется Монгольская империя, которая после кончины её основателя – Чингисхана - была поделена на улусы, преобразованные в скором времени в самостоятельные государства.

Горный Алтай, по крайней мере, формально входил в состав империи Юань, основанной Хубилаем, а учитывая его, мягко говоря, непростые отношения с ханом Ариг-бука, можно предположить, что средневековые караванщики, перевозившие товары по Великому Шёлковому пути, могли выбирать более северные пути доставки, чтоб избежать как возможных дополнительных поборов на территории чужого ханства, так и миновать районы боевых действий враждующих сторон. 

Что касается вполне резонного контраргумента против северной ветки Великого Шёлкового пути, в том, что нет якобы археологических подтверждений этой версии в виде остатков укреплённых станов, городищ и прочей инфраструктуры, то тут надо учитывать тот факт, что номады, и даже золотоордынцы, не очень то были склонны к строительству разного рода фортификаций. Например, столица Орды не была обнесена крепостной стеной вплоть до самого её разгрома армией Тамерлана.

А от общеимперской столицы Каракорума вообще ничего не осталось кроме груды камней. Хотя в период наивысшего расцвета Монгольской империи, туда стекались несметные сокровища из покорённых монголами стран. В Каракоруме можно было встретить представителей практически всех народов – от русских до немцев и французов!
На то, что какую-то дорожную инфраструктуру на своём уровне монголы всё-таки поддерживали в Горном Алтае, намекают и многочисленные алтайские сказания о Сартакпае-строителе. «Сартыками», к слову сказать, здесь называли выходцев из Средней Азии, которых монголы активно привлекали в качестве искусных мастеров, строителей и ремесленников.

Начало