На возможность существования северного варианта пути в Монголию и Китай указывали и русские документы XVII века: «В «росписях» к чертежам тобольского воеводы П. Годунова подчёркивается, что «от устьев рек Бии и Катуни степью до Китайского царства ходу два месяца». А в «Описании новых земель» Н.Венюкова необходимость сооружения острога именно на слиянии Бии и Катуни мотивируется ещё и тем, что здесь можно собирать налоги «от в проезде торговых людей всяких», потому что «тем местом Калмыки Чёрные из своей земли в Мунгальскую и Киргизскую земли ходят, а Мунгалы и Киргизы тем же местом ходят к ним, Калмыкам» [6, с.16].
Впервые эта дорога, пересекающая слияние Бии и Катуни, была отмечена на карте Н. Витсена, который в качестве основных источников использовал более ранние русские карты и чертежи. А русский картограф С. Ремезов указывает, что торговцы из Бухары и Китая имели интерес и в непосредственной торговле с аборигенами Алтая, получая от них пушнину и изделия из высококачественного алтайского железа [6, с.17].
Вполне вероятно, что кочевые тропы через Алтайские горы в той или иной мере использовались и в период ранних кочевников – пазырыкцев, а затем гуннов. В коллекции Бийского краеведческого музея хранятся ряд артефактов эксплицитно указывающие на такую возможность: это украшения из янтаря, монета Боспорского царства с изображением скипетра и курульного кресла, соответствующие периоду римского протектората на Босфоре, и наконец, барельеф Геракла, предположительно, с римской колесницы III-го века до н.э. по мнению наших коллег - археологов из Болгарии. Все эти предметы были найдены или недалеко от Бийска, или даже в черте города и по времени своего происхождения соответствуют последнему периоду существования Пазыркской культуры и гунно-сарматскому времени.
Юэджи, как китайцы именовали скифских насельников Горного Алтая, согласно же китайским летописям, были посредниками в так называемом «Нефритовом пути» из Китая в Центральную Азию и Индию.
Наличие шёлковых тканей в пазырыкских курганах прямо указывает на такое культурное и торговое соприкосновение с Китаем.
Любопытно, что по рассказам Сигизмунда Герберштейна, имперского посланника при русском дворе в начале XVI века, на Алтае бывали тёмнокожие торговцы, предположительно, из самой Индии! [7]
Косвенным подтверждением вышеозначенной исторической роли Чуйской кочевой тропы могут быть и многочисленные петроглифы, расположенные в основном как раз по ходу движения современного тракта. Причём, помимо изображений животных, мы можем встретить здесь надписи средневековым руническим письмом и даже надписи на тибетском (Бичиктубом, Калбак-Таш). Часто встречаются изображения всадников и колесниц…
С началом русской колонизации Чуйская тропа снова становится связующей нитью между цивилизациями Европы и Азии.
Основным предметом импорта из Монголии были традиционно продукты скотоводства, прежде всего шкурки сурка, шерсть, кожи, находившие успешный сбыт на Ирбитской ярмарке. В Монголию же «чуйцы» - так называли купцов, торговавших по Чуйскому тракту - везли текстиль, сукно, металлическую посуду - самовары и чайники, панты (рога марала).
Не останавливаясь на коммерческих аспектах чуйской торговли, хотелось бы отметить, какую роль она сыграла в исследовании Монголии, открытии этой страны для европейцев.
По просьбе учёных купцы-чуйцы разыскивали редкие монгольские книги и рукописи, составляли торговые обзоры, собирали предметы быта и религиозного культа монголов. Большое количество экспонатов было собрано А.В. Бурдуковым. В 1910 г. он отправил профессору В.Л. Котвичу свою коллекцию редкостей, в 1914 г. преподнёс в дар Академии наук собрание предметов буддийского культа. Купец Я.Г. Антропов в течение ряда лет вёл метеорологические наблюдения в Улясутае. А купец Ф.И. Минин в 1891 г. самостоятельно составил русско-монгольский словарь, насчитывающий около 5 тыс. слов.
Его сын Михаил имел богатую библиотеку по монголоведению, закончил восточный факультет Петербургского университета, и затем служил в российском консульстве в Монголии. Известнейший бийский «чуец» Алексей Данилович Васенёв (1856-1917) в 1908 г. безвозмездно подарил Томскому университету большую коллекцию буддийской пластики, предметов культа, собранных им за годы торговых экспедиций по Монголии и Китаю. Вместе с купцом Н. Ассановым он оказывал материальную помощь французской научной экспедиции Шаффанжона, американскому исследователю У. Рокхилу.
Резюмируя, можно сказать, что уже в Новейшее время Чуйский тракт выполнял туже функцию, которую когда-то исполнял Великий Шёлковый путь. И быть может эта преемственность не так уж случайна…