В собрании Бийского краеведческого музея им. В.В.Бианки содержатся различные предметы: иконы, кресты, книги, церковная утварь. Особое место занимают в коллекции вериги.
Вериги (или кандалы) прежде накладывались на руки, ноги преступникам. Они имеют давнюю историю, связанную с зарождением христианства. Веригами апостола Петра назывались цепи, в которые он был закован в Иерусалиме по приказанию Ирода Агриппы, а в Риме - по воле Нерона. Императрица Евдокия (408-450 гг.) привезла их в Константинополь, и одна из них хранилась в церкви святого Апостолов, а другая была послана в Рим.
Древние подвижники основывали традицию веригоношения на словах Нового Завета. Их ношение своего рода аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное, по слову Апостола, с целью распять плоть со страстьми и похотьми. Оно имеет то же значение, что ношение больших тяжестей, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви. Вериги были принадлежностью монахов-аскетов. Вот как писал Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». Соответствуя строгости аскетического идеала, иноки стремились к значительному воздействию на волю, терзая тело.
В XVI в. ряды сторонников носителей тяжелых цепей расширились. Позднее, в XVII в. среди них был почти практически утрачен подлинный смысл веригоношения и его задачи. Появились лица, которые, часто преследуя корыстные цели, возлагали цепи на себя поверх одежды, похваляясь их тя¬жестью, для демонстрации своей мнимой свя¬тости. Неудивительно, что Патриарху Иоасафу пришлось писать в указе 1636 г.: «иные ходят в образе пустынническом и во одеждах черных и в веригах, растрепав власы... во время святаго пения в церквах ползают, писк творяще... и велик соблазн полагают в простых человецех». Эти злоупотребления достигли в то время пределов, и патриарх был вынужден запретить пускать в храмы мнимых веригоносцев, «понеже от их крику и писку православным христианам божественных пений не слыхать да теи в церкви Божии приходят аки разбойники с палки, а под теми палки у них копейца железные и бывают у них меж себя брани до крови и лая смрадная». После Петра I и до позднейшего времени правительство и духовные власти боролись с этими «посланниками бесов»,— величает автор книги «Вразумление Заблудших».— Эти так называемые, говорит он, юродивые и странники, босоногие, носящие вериги, тяжелые шапки, железные палки, обвешивающие себя разными крестами и образами».
Из истории поступления предмета в музей: «Вериги сняты со странствующего монаха и переданы в музей из ОГПУ в 1931 г.». Вериги, находящиеся на хранении в Бийском музее представляют собой пояс в виде массивного обруча. К верхнему краю пояса прикреплены две цепи с двумя нагрудными крестообразными и двумя овальными наплечными накладками. Изготовлены из металла, вес предмета составляет 10,7 кг.
Долгое время данные вериги находились в экспозиции Бийского краеведческого музея, что вызывало неизменный интерес посетителей исторического отдела. Люди спрашивали об истории предмета, его использовании в пыточной практике. В целом, отношение к ним неоднозначное. С одной стороны, они имеют богатую историю, основанную на силе духа человека, его духовных и религиозных поисках. С другой стороны, нередко с веригами связаны негативные социальные процессы и явления.