Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

Березуцкий И.М.

Кратко

Годы учебы

Родился Иван Михайлович Березуцкий 13 Ноября 1918 г. в селе Селивёрстово, ныне Волчихинского района Алтайского края, в семье крестьянина. Затем с родителями приехал в город Рубцовск, а потом переехал в Бийск. Вот что писал о себе Березуцкий в письме пионерам - «красным следопытам» из шк. №18, которые в 1970-е гг. восстанавливали историю Бийского аэроклуба: «В 1934 г. после окончания 7 классов неполной средней школы при мясокомбинате, я поступил учиться в Бийское педагогическое училище. В 1936 году одновременно с учебой в педучилище учился в аэроклубе, сначала в планерном кружке, а затем перешли на обучение летному делу на самолете У-2 (По-2). С детства у меня было желание изучать и работать с техникой и когда нам объявили о наборе курсантов в аэроклуб для обучения профессии летчика, я, не колеблясь, избрал путь службы в авиации» (1).

По-видимому, еще учась в педучилище (или даже в школе) Березуцкий уже занимался в стрелковом кружке. Мы видим его (на фотографии) среди других учеников лет 14-15 и старше, изучающих ручной пулемет Дегтярева под руководством инструктора (2). Иван Березуцкий стоит третий слева в верхнем ряду. Есть еще одно фото, на котором он, повзрослевший года на два, с тремя товарищами – студентами техникума, сфотографирован за пулеметом Максим (3).

Далее Иван Михайлович пишет: «Учиться приходилось ежедневно по 9-10 часов, кроме выполнения домашних заданий по училищу. Трудно, интересно и увлекательно шла учеба. Аэроклуб в то время только начал свою деятельность. У нас не было хорошей учебной базы ни в городе, ни на аэродроме. В летнее время для обучения классами нам служили открытые площадки на аэродроме. В теоретической подготовке нас к полетам большую помощь оказали технический состав и инструкторы-летчики аэроклуба. За зиму 1936-37 годов изучили материальную часть самолета, двигатель и оборудование, штурманскую подготовку и другие авиационные дисциплины; сдали зачеты. Впереди летная практика. В нашей летной группе инструктор-летчик Лущай. Он внимательно относился к подготовке каждого из нас сначала на простейших наземных тренажерах, затем на земле – в кабине самолета, а потом – первые полеты с инструктором».(4)

Молодые люди были влюблены в небо, и это чувство многие из них сохранили на всю жизнь. Чтобы говорить об этом так, как Иван Березуцкий надо было очень глубоко все это прочувствовать: «Первый ознакомительный полет. Он продолжается недолго 10-15 минут, задание несложное для курсанта, но и на него не хватает времени. Отвлекает шум мотора, ветер за козырьком кабины, первое ощущение полета, вид земли с воздуха и многие другие ощущения, впервые испытанные в жизни. Последующие «выводные» полеты с инструктором придают уверенность обучаемого в послушании самолета действиям человека. В систематических полетах совершенствуется техника пилотирования, самолетовождения и эксплуатации авиационной техники. И вот контрольные полеты с начальником летной части аэроклуба и разрешение на самостоятельный полет. Это уже новое чувство и новые ощущения в полете: делаешь взлет, полет по кругу, заход на посадку, расчет, приземление. Друзья поздравляют с первым самостоятельным полетом» (5).

После завершения программы первоначального обучения полетам на По-2, Иван Березуцкий вместе с другими курсантами группы сдал экзамены в аэроклубе по теоретическим дисциплинам и летной подготовке осенью 1937 г. Он хотел сразу же поступить в военное авиационное училище, но в ноябре приема уже не было, пришлось ждать несколько месяцев. В феврале 1938 года Ивану Березуцкому предложили поехать учиться на инструктора-летчика. Он согласился. Вместе с Житеневым Семеном и Мокроусовым Николаем они выехали в город Ульяновск, где находилась школа летчиков-инструкторов ОСОАВИАХИМа. За восемь месяцев учебы в школе они прошли курс теоретической подготовки, совершенствовали технику пилотирования на самолете По-2 и освоили новый (по тому времени) самолет-разведчик Р-5. Сдали государственной комиссии экзамены по теории и летной подготовке и получили профессию инструктора-летчика на самолете По-2. Так же выпускникам школы было присвоено воинское звание «младший лейтенант запаса».

За хорошее окончание курса учебы Березуцкому и Житеневу было предоставлено право выбора места работы. Иван с Семеном подружились еще в аэроклубе и продолжали дружить в авиационной школе, поэтому решили ехать работать в один аэроклуб. В Бийске двух мест не было, и они выбрали г. Орск Оренбургской области.

В аэроклубе г. Орска Иван Березуцкий и Егор Житенев проработали инструкторами до февраля 1940 г., и изъявили желание пойти учиться на скоростную авиационную технику. В феврале месяце 1940 г. Березуцкий с Житеневым были приняты в Оренбургское авиационное училище. За шесть месяцев (в специальной группе бывших инструкторов-летчиков) они закончили теоретическое и практическое обучение на самолете-истребителе. В сентябре 1940 г., после окончания Оренбургского авиационного училища, прибыли в авиационную часть ВВС, где совершенствовали технику пилотирования и боевую подготовку на самолетах-истребителях. Служил лётчиком в 161-м резервном и 4-м запасном авиационных полках. Окончил курсы командиров звеньев. «Все годы работы и учебы на авиационной технике – пишет И.М. Березуцкий - были насыщены до предела боевой учебой и совершенствованием техники пилотирования на боевых самолетах. Напряженная боевая учеба положительно сказалась в последующих боях во время Великой Отечественной войны».(6)

Предыдущая                                                                                                                Следующая