Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

2. Гэ Хун

Кратко

А далее начинается легенда. Она гласит, что Дэн Юэ обнаружил, будто тело Гэ Хуна остается легким и гибким, не подвергаясь трупному одеревенению и окоченению. Во время похорон удивленные легкостью гроба ученики открыли его и обнаружили, что гроб пуст. Так и вошел Гэ Хун в даосский пантеон в качестве «бессмертного, освободившегося от трупа» (ши цзе сянь), то есть святого, обретшего бессмертие через смерть и воскресение.

Для человека 21-го столетия изыскания Гэ Хуна и уж тем более его легендарное исчезновение могут показаться не более чем забавной сказкой, но всё-таки попробуем найти рациональное зерно в этой по сути энциклопедии даосских практик, каким и является трактат «Баопу-цзы». Среди всех указанных там методик, особое внимание в трактате уделяется так называемым грибам-чжи, а также киноварному эликсиру - продукту определённо алхимического происхождения: «Нужно взять один цзинь киновари, растолочь и процедить сквозь сито. Затем ее надо смешать с тремя шэнами чистого горького вина, поставить на медленный огонь. После следует сделать из этой смеси пилюли и принимать по три штуки величиной с зерно конопли в течение тридцати дней. Тогда исчезнут сотни внутренних болезней и сгинут «три трупа». Если принимать этот эликсир в течение ста дней, то мышцы и кости окрепнут. Если же принимать его тысячу дней, то непременно окажешься в сонме святых, уничтоживших смерть, станешь столь же долговечным, как Небо и Земля, и будешь постоянно обновляться как солнце и луна. Лицо, тело — вся внешность будет меняться, не останется постоянной». [1]

Под «тремя трупами» здесь подразумеваются три духовных сущности, обитающие в человеке, которые по представлениям даосов после смерти человека становятся вольными духами, обретают свободу. Поэтому в течение жизни они ведут подробный учёт всех прегрешений человека, периодически докладывая о них Небесному регистратору, и тем самым способствуя своему скорому освобождению. Ибо за каждый скверный поступок Регистратор вычёркивает из Книги жизни человека по нескольку дней… 

Вот почему накопление добрых дел, соблюдение определённых нравственных принципов здесь напрямую корреспондируется с вопросом долголетия. 

Что касается грибов-чжи, то в Китае, действительно, существует традиция употребления особых грибов Линчжи, которые надо собирать в горах в специальных, заповедных местах. Вещества, концентрируемые в Линчжи, после их употребления и усвоения должны в свою очередь начать вырабатываться самим организмом съевшего их человека. Таким образом, фигурально выражаясь, человек сам превращается в гриб в плане выработки сходной с грибной органической эссенции.

В этой же тематике весьма любопытной выглядит известная теория Теренса Маккенны, высказанная им в работе «Потерянный Рай», о возможном влиянии псилоцибина, содержащегося в некоторых грибах, на эволюцию сознания наших далёких предков, архантропов. «Хищники, - пишет Маккенна,- обладали высшей формой животного сознания, но осознавали лишь внешний мир. Псилоцибин вытолкнул нас за рамки такого мышления в мир воображения, рефлексии». По версии Маккенны именно изменённые состояния сознания, вызванные грибами, запустили процесс самосознания, абстрактного мышления, рефлексии у ранних гоминидов. 

Натурфилософия Гэ Хуна холистична по своей сути - она кардинально не разделяет Дух и Тело, рассматривая их в единой взаимозависимости, подобно принципу Инь и Ян.

«А телесная форма,- пишет он, - устанавливается, следуя за духом. Наличие — дворец отсутствия. Тело — жилище духа. Поэтому их связь можно уяснить себе с помощью образа плотины: когда плотина разрушается, то и воды в запруде не остается. Или с помощью образа свечи: когда воск истаял, то и огонь уже не горит. Когда тело утруждается, то дух рассеивается. Когда пневма исчерпывается, тогда жизнь заканчивается. Когда корень засыхает, то и ветви никнут, а если это так, то и дерево навсегда перестает зеленеть. Когда пневма терпит ущерб, а желания торжествуют, тогда энергетическая одухотворенность отделяется от тела. Ведь ушедшее никогда не возвращается, а увядшее навсегда лишается принципа жизни. Обретший Дао-Путь муж искренне печалится об этом. Но не то же ли самое — пренебрегать стеной, но ценить тень, которую она дает?» [1]

Начало