Согласно даосским представлениям, в человеке присутствуют небесная часть души Хунь и животная часть По, которые по смерти физического тела отправляются, соответственно, одна на Небо, другая - в мир Предков.
Хунь не несёт в себе личностного аспекта, а По является лишь фантомной памятью умершего, нуждающейся в постоянной подкормке. Поэтому поминание душ По в Китае являлось главной обязанностью потомков, в противном случае По превращались в злобных демонов и начинали мстить живущим.
Все души, по представлениям древних, имеют пневматическую природу, поэтому занятиям дыхательными упражнениями (пранаямой) в трактате Гэ Хуна уделяется особое внимание: «Важнейшим из всех способов регуляции пневмы является зародышевое дыхание. Человек, владеющий зародышевым дыханием, может вдыхать и выдыхать, не пользуясь носом и ртом, подобно зародышу в утробе матери. Если это достигнуто, значит, овладение этим способом завершено. Обучаясь регуляции пневмы, вначале следует носом вводить в себя пневму и задерживать дыхание. Дыхание надо сдерживать до времени, равного ста двадцати ударам сердца, и потом очень медленно выдыхать через рот.
Во время занятия дышать надо так, чтобы уши не слышали звука вдыхания или выдыхания. Необходимо вдыхать много воздуха, а выдыхать мало, для достижения чего желательно класть на рот лебединый пух. Во время выдоха лебединый пух не должен даже шелохнуться. Постепенно следует увеличивать число ударов сердца на время задержки дыхания, и мало-помалу можно довести задержку до тысячи ударов сердца. Если время задержки доведено до тысячи ударов сердца, то и старик помолодеет, с каждым днем становясь все моложе и моложе». [1]
Регуляции дыхания отводится важное место и в более позднем трактате Лю Цзу «Тайна золотого цветка»: «Пять чувств настраиваются по состоянию сердца, и дух должен обращаться к помощи энергии дыхания так, чтобы сердце и дыхание стали гармоничными. Таким образом, необходимо ежедневно работать несколько четвертей часа максимум, чтобы привести сердце и дыхание в нужное состояние взаимодействия и гармонии», - отмечает Лю Цзу. [3]
Интересно, что практика «зародышевого дыхания» также практиковалась средневековым суфийским мистиком Абд ал-Халиком ал-Гидждувани, основателем школы Хваджаган, духовные практики которого затем легли в основу всемирно известного религиозного братства Накшбандийа.
По преданию, методике задержки дыхания под водой с одновременным чтением зикра ал-Гидждувани обучил вечно юный пророк Хидр – очень любопытный персонаж в традиции эзотерического Ислама. [2]