Тантрические практики подразумевают соединение лунного и солнечного каналов, иды и пенгалы в центральном канале сушумны, и поднятие вследствие этого энергии Кундалини в высшие энергетические центры головного мозга.
В даосизме также есть схожие понятия о «трёх чистых», о «трёх пневмах», и о «трёх небесных наставниках». По мнению авторитетного российского синолога Е. Торчинова, «отсутствие дистинкции между порядковыми и количественными числительными в китайском языке приводит к тому, что число одновременно понимается и как некое множество и как отдельная сущность. В случае с «тремя чистыми» это будут сами «небесные достопочтенные» плюс их единство, то есть Дао во всей целокупности своих аспектов-ипостасей». [6]
Но всё-таки остаётся вопрос, как образ козла, или горного барана связан с даоссими бессмертными, на что нам прямо намекает Гэ Хун, указывая на квадратные зрачки последних?
Для ответа на этот вопрос обратимся к известной книге Мишеля Песселя «Золото муравьёв»: «рога и черепа козлов, как и черепа баранов, - пишет месье Пессель, - являются, судя по всему, одним из наиболее древних «символов веры». Наиболее простой случай их применения известен по захоронению в городище Тешик-Таш в Узбекистане. В могильнике рядом с уложенным в зародышевом положении телом ребёнка, а вернее, вокруг него были разложены козьи рога. Это захоронение примечательно ещё и тем, что относится к стоянке неандертальцев и является, следовательно, одним из древнейших примеров похоронных обрядов. В значительно более поздний период козья голова с длинными рогами становится наиболее часто встречающимся изображением на первых бронзовых и керамических изделиях Китая. Козья голова, стилизованная в особой удивительно напоминающей искусство Майя манере, есть и на многих изделиях эпохи Шан. Некоторым из этих изображений, которые носят название «таоте», более трёх тысяч лет!
Из старинных китайских рукописей нам известно, что и тибетские племена задолго до основания тибетского государства почитали в качестве божества горного барана. Рукописи гласят, что имя божества было Овис Ходгсони, на Западе же он был известен как Овис Амон. Любопытное совпадение – верховное божество древних египтян, Амон, также воплощался в образе барана». [7]
Культ копытных животных – козлов, баранов, оленей – во времена первых цивилизаций напрямую корреспондировался с астральным культом - почитанием определённых звёзд и созвездий небесной сферы.
Здесь действовал известный принцип Изумрудной скрижали – «что вверху, то и внизу», принцип абсолютной тождественности образа объекта и самого объекта, ноумена и феномена.
Именно через это тождество, по мнению Клода Леви-Строса, мифологическое сознание древних преодолевало фундаментальную онтологическую оппозицию Жизни и Смерти. [8]
А культурные герои, к коим, безусловно, можно отнести и «бессмертных даосов», зачастую имели как раз зооморфные черты, или признаки, как знак структурной интеграции противоположностей, разрешения извечного противоречия между Нечто и Ничто…