Переодевание, изменение своего статуса, мгновенное превращение из старца в юношу – характерные черты мифологического героя.
Надевая свой костюм, шаман как бы включает некий механизм аутогенного гипноза, погружая себя в «виртуальное» пространство мифа, сновидения. И если в классическом гипнозе сновидящего ведет гипнотизер, здесь цепь событий разворачивается в достаточной степени произвольно, согласно логике бессознательного конфликта между сферой идеальных представлений и ограниченной экзистенцией «здесь и сейчас». Поэтому, в отличие от современных хиппи, панков, шаман не ставит целью отделить себя от социума, он отделяет себя от «профанической» для него реальности в целом.
В этом смысле экзотическая атрибутика шамана имеет вектор совершенно противоположный: от экзистенции в трансцендентность!
Вот что пишет по данному поводу один из авторитетов в области алтаистики А.М.Сагалаев: «На костюме шамана рассыпана вся мифология. Это «космическое» тело шамана или, если угодно, скафандр, в котором он отправляется в таинственные глубины иного мира.
Надевая такой костюм и беря в руки бубен, шаман становится живым мифом.»
«В тот мир, - добавляет автор, - можно попасть только отрешившись от человеческого обличья, уподобившись его исконным обитателям» (Сагалаев А.М., 1992 г. – Стр. 115; 120).
Таким образом шаман почти всегда находится как бы на грани двух миров – он медиатор, посредник, тонко чувствующий душу иного мира…
Еще Г.Н. Потанин в позапрошлом веке, путешествуя по Центральной Азии, подметил тот факт, что шаман, почти на уровне какого-то внутреннего автоматизма, легко входит в «измененное состояние сознания», переходя затем в фазу динамического транса. Для этого ему вполне достаточно просто услышать звуки бубна.
«При отдаленном звуке бубна, - писал Г.Н.Потанин, - такого человека начинает подергивать, глаза его разгораются, и, наконец, с ним делается нервный припадок.» (Потанин Г.Н., 1904 г. – Стр. 48).
«Но что такое невменяемость шамана в контексте ритуала? – продолжает тему А.М.Сагалаев. Нам кажется, что она хорошо вписывается в общую картину мира. Из нее следует, что в мир иной можно попасть в состоянии, отличном от обыденного. Именно так проникают за границы человеческого мира герои эпоса, персонажи легенд и сказок. Герой садится на своего коня, трогается с места и… теряет сознание. Очнувшись, он видит себя в далеком краю. Пространство и время просто перестают существовать, между миром человека и миром иным есть качественный рубеж, «провал».
Так же попадают и к хозяину горы. Охотник идет по склону горы, проваливается куда-то и теряет сознание. Придя в себя, видит, что находится в горе» (Сагалаев А.М., 1992 г. – Стр. 120). Вот так! Не больше не меньше, как «провал» между мирами!
Что это? «Нирвана»? Шунья буддистов? Или nihil, Ничто западных неоплатоников, христианских мистиков позднего средневековья?
И те и другие, устремляясь в зону трансцендентного, встречали ЭТО – сферу абсолютного нуля, метафизический Вакуум. Разница была лишь в том, что одни проходили ЕГО, отбрасывая все страхи и надежды на спасение, другие же так и оставались в немом оцепенении у «врат молчания», у границы Великой Тайны. Современная наука, как это ни странно, а может быть и закономерно, все чаще приходит к выводам, совпадающим по сути с религиозными откровениями многотысячелетней давности.
О «энергоинформационных» свойствах воды, например, в научных кругах, открыто заговорили буквально несколько лет назад. Автор данной работы сам присутствовал на публичных лекциях господина Плыкина, автора брошюры «След на воде», проводившихся в конце 90-х гг. прошлого века в Томском политехническом университете. Однако, если мы обратимся к Библии, книгам Махабхараты, текстам Древнего Египта, то однозначно увидим, что жрецам древнейших цивилизаций планеты было прекрасно известно понятие воды как информационной матрицы всего живого, и, может быть, всего бытия в целом.
Аналогичным образом, видимо, обстоит дело и с представлением о Пустоте, или «провале» между мирами».
Как известно, на буддийском Востоке были хорошо знакомы с понятием Великой Пустоты – Шуньи, учение о которой получило развитие в школе мадхьямиков. Современная квантовая физика фактически подтверждает основные положения этого древнего учения.