Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

5. Шаманизм Южной Сибири

Кратко

Еще более интересные открытия сделаны за последнее время в области биофизики, физической антропологии. Например, установлено, что синоптическое соединение двух нейронов имеет некую «щель», или синоптическое пространство межклеточной пустоты, где обычные межклеточные вещества-медиаторы преобразуются в чистый электромагнитный, энергоинформационный импульс. То есть, как замечает д-р Сильвио Фанти, «наше существование представляет собой протекающий в пустоте электро-химико-электрический процесс» (Фанти Сильвио Джиулио., 1997 г. – Стр. 37-39).

Вероятно, сей факт был хорошо известен древним тибетским целителям, представлявшим человеческое тело, как сплошное переплетение светящихся энергетических каналов. На ум сразу почему-то так и приходит аналогия с новейшей вычислительной техникой: переплетение лазерных световодов, жидкокристаллические экраны с картинками более реальными, чем сама реальность…

Продолжая далее ряд аналогий, можно снова вспомнить учение Дона Хуана в изложении Карлоса Кастанеды. Согласно ему, люди являются на самом деле «светящимися существами», которые грезят, сновидят бытие и себя в континууме этого бытия. Но при определенных обстоятельствах «картинки на экране» могут неожиданно поменяться, а программа на дисках-чакрах радикально перезагрузиться самым непредсказуемым образом… Наверное в таком случае человек традиционного мышления сказал бы просто и достаточно ясно: «Шаман родился!» И с этого момента двойник шамана – jула в состоянии совершать путешествие в любые сферы Вселенной… Он свободен!

«По этнографическим свидетельствам, сибирские аборигены делили вселенную на три основные сферы, - пишет историк М.Ф.Косарев, - Верхний Мир, отождествляемый с небом, небесными светилами, местообиталище «бессмертной» души и добрыми божествами; Средний Мир (наша земля с водами, сушей, лесами, горами, людьми и животными); Нижний Мир, где обитали злые божества и вообще темные силы; здесь также находилась страна мертвых, куда после смерти человека уходила его душа-тень» (Косарев М.Ф., 1984 г. – Стр. 214).

«В нижнем мире, по представлениям алтайцев, имеется девять рек, сливающихся в одну Тойбодым («Я не насытился») по которой текут человеческие слезы. За ней располагаются владения Эрлика – главы духов нижнего мира. Алтайцы считали, что он – старший брат Ульгена (владыка верхнего мира) и участвовал в сотворении мира и человека. Ульген создал тела людей, а душу в них вложил Эрлик и сказал, что они будут его достоянием. В связи с этим, Эрлик стал забирать к себе людей, когда кончалась их земная жизнь.

Шаманы в своих заклинаниях описывали Эрлика как старика «с атлетическим телосложением». Глаза, брови у него черные, как сажа, борода раздвоенная и опускается до колен. Усы подобны клыкам, которые, закручиваясь, закидываются за уши. Он живет во дворце из черного железа с оградой. Этот дворец, по мифам, стоит на берегу Тойбодым (Алексеев Н.А., 1984 г. – Стр. 52-53).

По верованиям алтайцев Эрлик ездит на черном быке (иногда на черной лодке без весел). Поэтому во время камлания в жертву ему приносили обязательно быка или корову черной масти.

«Привязывают животное с северной стороны юрты (не почетной). (Солнечная сторона юрты считается почетной – там приносят в жертву лошадь Ульгеню). Утром животное отводят на запад от юрты в грязное, худое место. Жертву закалывают, все мясо варят и тут же съедают. (Шкуру животного вывешивают на худосочном, жалком дереве); (но не на березе). Береза есть священное дерево. На березе вешают жертву «Бай тере» Ульгеню» (Чорос-Гуркин Г.И., 1999 г. – Стр. 21).

В отличие от преисподней, «Небо, по представлениям алтайцев, рисуется в виде свода, отделенного от действительной земли, и состоящего из нескольких слоев. На его девятом слое возвышается красная гора – место Ульгеня» (Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера, 1976 г. – Стр. 273). «Путь к Ульгеню лежит через семь, а по другим версиям через девять, препятствий. Этот путь доступен только шаманам – мужчинам во время камлания. Но шаман достигает только пятого препятствия (алтын казык) – «золотой кол») и возвращается обратно. Ульгень имеет дворец (öргö) с золотыми воротами и золотой престол. По виду он представляется человеком» (Анохин А.В., 1994 г. – Стр. 9; 14). Название «золотой кол» у большинства тюркско-монгольских народов Сибири имеет Полярная звезда. Именно она, центр Небесной сферы, считается «мировой горой» (прообраз Сумеру), «пупом Неба» и главным входом в царство Ульгеня.

Так, к примеру, согласно бурятским поверьям «полярная звезда, «золотой кол» (Алтан гадас) осмысливается то как небесная коновязь, изготовленная девятью мудрыми кузнецами, то как камень, закрывающий отверстие в Небе, то как вершина мирового столба… Центральному небесному отверстию, через которое можно попасть на различные слои неба (их 99), соответствует отверстие в центре земли, ведущее в многослойный нижний мир» (Мифы народов Мира., 1988 г. – Стр. 172). Кстати, многие народы Сибири, как и сами Алтайцы, считают, что именно здесь в горах Алтая проходит соединительная нить между Небесными вратами и земными. То есть, здесь могут открыться пути как в различные слои мира теней, так и в мир Света…

Но, как уже было сказано выше, шаман достигает, поднимаясь в мир Света к Ульгеню, только пятого Неба – Полярной звезды. Здесь его встречает Уткучи – посланник Ульгеня. «Он посылается навстречу шаману в пятую сферу небесного пространства – «золотой кол» - полярная звезда – и ведет здесь с пришельцами земли переговоры» (Анохин А.В., 1994 г. – Стр. 9; 14).

Начало