Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

1939–1941 годы.

Кратко

О высокой значимости аэроклубов ОСОАВИАХИМа, как этапа подготовки советского военного летчика в предвоенный период, говорят следующие факты. С 1938 г. школы Военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВВС РККА) комплектовались только за счет лиц, прошедших подготовку в аэроклубах ОСОАВИАХИМа на самолете У-2. При этом аэроклуб был не просто одним из каналов военной подготовки молодежи, способом интересно провести свободное время или средством повышения социального статуса. Воистину, 1930-е гг. можно назвать эпохой авиации. Сесть за штурвал крылатой машины и оторваться от земли – вот что было мечтой для очень многих представителей советской молодежи. Юноши и девушки шли в аэроклуб в первую очередь потому, что буквально бредили авиацией. 

Несмотря на все трудности, аэроклубы Сибири в предвоенные годы готовили летные кадры, в которых так остро нуждалась страна и, в частности, Военно-воздушные силы. В Кемеровском аэроклубе в 1938 году число курсантов по сравнению с 1937 годом, выросло почти втрое[3]. Примерно то же происходило и в Бийске. Как мы уже упоминали, в 1937 г.

Бийский аэроклуб произвел 1-ый выпуск авиатехников  и стрелков-мотористов. Численность курсантов в группах пилотов и планеристов увеличивается с каждым годом. За городом была парашютная вышка, с которой курсанты совершали  учебные прыжки.

Каждый пилот-выпускник перед сдачей экзаменов должен был совершить один обязательный прыжок с парашютом.

Кроме того существовали группы, в которых парашютная подготовка была основной. Котельников Леонид Иванович учился в  Бийский аэроклубе в 1940 г. (в это время он работал на автобазе связи слесарем-мотористом) на радиста и пилота-планериста. Сначала изучал теорию, прыжки с парашютом, потом совершал самостоятельные полеты на планере. Во время Великой Отечественной войны служил в 7-ой воздушно-десантной бригаде.

В 1939–1940 гг. Бийский аэроклуб, как и другие аэроклубы страны, увеличивает выпуски пилотов. У нас имеются 2 фотографии: «Выпуск пилотов 1-го звена Бийского аэроклуба 1939 г.» и «Выпуск пилотов тренировочного звена Бийского аэроклуба 1939 года». На первой из них 30 курсантов, на второй – 22:

В штатном расписании аэроклуба появляются новые должности: на первом портрете  Кусакина А.К., который раньше был летчиком-инструктором, имеется подпись «командир отряда», а под портретом Борщева А.К. – подпись «командир звена». По крайней мере, с 1937 г. существует должность начальника штаба, вначале ее занимал Любимов В.А., а в 1939 г. Дудаков Л.И.

Один из выпускников аэроклуба, Красногоров Василий Александрович, вспоминает, что  в феврале 1941 г., после сдачи экзаменов, он был направлен в Омскую школу пилотов в составе группы выпускников Бийского аэроклуба из 120 человек. Скорее всего, к выпускникам 1941 г. присоединили, тех, кто окончил аэроклуб раньше, но по каким-то причинам еще не определился (некоторые, возможно, заканчивали учебу в школах или техникумах). Кроме Омской, выпускники Бийского аэроклуба поступали в летные школы  Иркутска и  Ульяновска. Представляется вполне возможным, что за время своего существования (с 1934 г. по 1941 г.), Бийский аэроклуб мог подготовить несколько сот (200-300) пилотов прошедших подготовку на самолете У-2 и еще больше планеристов, парашютистов и авиатехников. То есть накануне Великой Отечественной войны он внес реальный вклад в дело укрепления обороноспособности нашей страны.

В 1941 г., вскоре после начала войны, Бийский аэроклуб был закрыт, а его материальная база была передана Барнаульскому аэроклубу. По-видимому, это проводилось в рамках программы, предусматривающей укрупнение летных учебных заведений, с целью улучшения их материальной базы и обеспеченности кадрами. Некоторые бийские инструкторы-летчики перебрались в Барнаул, как, например, Кононов Петр Ассекретович, который работал в Бийском аэроклубе с 1934 г. по 1941 г. Другие, как Прокудин А.С., были  мобилизованы и ушли на войну. Курсант Мокроусов А.Н., после выпуска ставший инструктором в родном аэроклубе, воевал летчиком бомбардировочной авиации и погиб на рубеже 1941/42 гг.  Лущай И.Д., в 1939 г. был переведен в Семипалатинский аэроклуб, а потом, после мобилизации, обучал летчиков в учебном подразделении. Умер от туберкулеза в госпитале в г. Перми в 1943 г.

Начало