Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

1. Мифологические образы в древних петроглифах Алтая

Кратко

Коллекция эстампов петроглифов Бийского краеведческого музея насчитывает большое количество сюжетов, некоторые из которых легко интерпретируются по этнографическим материалам, другие вызывают дискуссию, разброс мнений своей сложностью и неоднозначностью.

Один из часто встречающихся сюжетов – сцены охоты стрелка-лучника на оленей или маралов. Эксплицитно тема охоты коррелируется с древнейшим астральным мифом о Небесном охотнике Орионе. 

Орион - одно из самых ярких созвездий ночного Неба всегда привлекал к себе внимание людей. Еще в глубокой древности, наряду с другими созвездиями и небесными светилами, он стал объектом поклонения и мифотворчества.

Из древнегреческой мифологии нам хорошо известна история о безжалостном охотнике (истребителе животных), который превратился в созвездие, названное его именем, то есть Орионом.

Особое значение придавалось этому созвездию и в Древнем Египте. С ним отождествлялся бог Осирис - владыка царства мертвых.

Следы культа Ориона можно найти и на территории древнего государства инков. Так в городе Чавин-де-Уантар был найден алтарь с семью отверстиями, точно соответствующими по конфигурации семи звездам созвездия Орион [1, C.25]. Есть упоминание о созвездии Орион и библейской книге Иова. Три звезды «пояса Ориона» часто встречаются под такими названиями как Три Мага, Три Волхва, Посох Иакова, Меч Калева (у эстонцев), Ножи Колдуна (у вогулов) [2, C.355].

В Центральной Азии, на территории Монголии, Тувы, Алтая также хорошо известна символика Ориона. В частности, это три параллельные линии в верхней части большинства оленных камней. Такие исследователи, как Г.Н. Потанин, связывали указанный символ с расположением звезд Ориона. [3, C.52-53].
Если же учесть, что оленные камни являются антропоморфными изображениями мужчин-воинов, то символы Ориона на них можно легко сопоставить с известным у всех палеосибирских народов мифом о Небесном охотнике и олене. 

Согласно вышеупомянутому мифу, охотник (на Алтае это Эрке-Когульдей) гонится за «солнечным оленем», догоняет его, стреляет в него из лука и затем превращается в созвездие, «уходит на небо». Просматривается явная конвергенция с древнеегипетским мифом об Осирисе - тот тоже в конце своего пути становится созвездием Ориона.
В героическом эпосе Алтая «Маадай-Кара» Когульдей гонится за тремя маралухами и затем, улетев на небо, превращается вместе с ними в созвездие Юч-Мыйгак (Орион). Сами же маралухи становились тремя яркими звёздами так называемого «пояса Ориона».

Уже в 1924 г. академик Н.К. Рерих в своих работах отмечал небывалую распространенность культа Ориона в Центральной Азии. Он пишет: «Созвездию Ориона - посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Шаманская мудрость поклоняется этим звездам» [4, C.436-437].

Упоминание о «шаманской мудрости» здесь очень кстати!

Ибо конвергенция палеосибирского мифа с древнеегипетским мифом об Осирисе может быть продолжена еще в ряде характерных деталей: согласно древнеегипетскому мифу, бог зла Сет вначале заколачивает Осириса в ящик, затем бросает его в Нил. Доплыв до города Библос, ящик прорастает деревом, из которого его в дальнейшем извлекает богиня Исида. Сибирский шаман так же связан в своей земной жизни с каким либо деревом - аналогом космического мирового дерева. А после смерти его часто хоронили в дупле, или подвешивали на дерево в специальных колодах [5, C.204].

Начало